Дарья Плотникова
август 2019.
4330

Почему в СССР, когда церкви запрещалось влиять на жизнь общества, снимались кино- и мульткартины, воспитывающие в человеке высокие нравственные качества, и почему сейчас все наоборот?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
7 ответов
Поделиться

Церковь здесь совсем ни при чем. Был госзаказ на формирование образа правильного советского человека как примера для подражания для молодежи. Все черты такого идеального человека как раз показывались в кино на примере главного героя, включая высокие нравственные качества.

16
0
Прокомментировать

А наличие церкви как-то когда-то где-то влияло на нравственность вообще? Нет этой связи, в том и прикол. Ни одно истинно религиозное общество или страна ни в один период истории не отличалась ничем принципиально в плане нравов от чисто светского общества. Церковь за 2-е тыс лет ничего не сделало в плане  этики, морали для человечества, иначе почему все те же извечные человеческие грехи процветают и сейчас? Разница обычно лишь в том, что мочат всех неудобных политических врагов либо во имя бога, либо во имя чего-то другого. 

Церковь при СССР продолжала деятельность. Если бы хотели её убрать полностью, убрали бы, но не хотели видимо, хотели просто уменьшить её влияние. Во время союза службы велись, люди крестились и т. д. Масштаб был меньше чем после перестройки, конечно, но имелась и своя прослойка населения, которые были горячо верующие. В кино их не показывали, в газетах о них не печатали. То, что в союзе не было верующих, такой же миф, как и то, что там якобы не было преступников. Насчет нравственных качеств - это что ими считать? Когда в кино показали Деточкина, который  любил детей или честного мента с лощеной прической и выглаженной формой, то это же не показатель нравственности. Так же стоит сказать, что уже в 39-ом году сильно снизилось давление на церковь, и если им было еще трудно, то в 70-80-е вполне комфортно.

Теория «церковной оттепели» 1939 годаВ 1999 году в журнале «Наш современник», а также некоторых коммунистических и «патриотических» СМИ были опубликованы утверждения о том, что уже в 1939 году курс сталинского государства по отношению к православной религии и  Церкви радикально «потеплел». Основанием для такого утверждения стал ряд  партийных и государственных документов (включая «Выписку из протокола  № 88 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года»), которые  якобы были обнаружены журналистом В. М. Марковым при публикации мемуаров  маршала СССР Д. Т. Язова.  Эта информация была многократно озвучена так называемыми «православными  сталинистами» (включая некоторых священников РПЦ). Позднее информация  из публицистики попала в некоторые более серьёзные научно-исторические  исследования[36].

Однако это утверждение опровергается рядом авторитетных историков. Так, например, академик Л. Н. Митрохин, цитируя текст выпущенного в 1940 году «Антирелигиозного учебника», утверждал: «желание родных властей окончательно „добить контрреволюционное духовенство“ <…> в полной мере сохранилось»[27].

Другой известный историк, И. А. Курляндский,  в своей книге «Сталин, власть, религия», посвятил этому вопросу целую  главу в 27 страниц. Курляндский привёл историю современных публикаций об  «оттепели» 1939 года и на основании источниковедческого анализа сделал  вывод о том, что утверждения построены не на реальных исторических  документах, а на «грубых фальшивках»[37]. По его мнению, эти материалы «являются  подлогами, грубо сфабрикованными в конце 1990-х годов для достижения  грязных политических целей — формирования и внедрения в общественное  сознание мифа о расположенности Сталина к Церкви и православной религии,  создания положительных образов „православного“ Сталина и  „патриотического“ сталинского руководства. Соответственно, все сюжеты в  историографии, в учебных пособиях и хрестоматиях, толкующие о  радикальном изменении государственно-церковного курса до войны, не  соответствуют действительности»

8
-1

В том и дело, что светское общество до сих пор отходит от церковных моральных установок.

-2
Ответить
Прокомментировать

Основная причина,почему влияние церкви в СССР свободилось до минимума в том,что церковь считалась опорой самодержавия. Функцию нравственного воспитания церковь как таковую не несла, были фильмы и разного рода другие источники,пропагандирующие образ советского человека. Однако, при всем при этом, не нужно забывать, что часто фильмы просто отражали советскую действительность.

2
0
Прокомментировать

кино- и мульткартины, воспитывающие в человеке высокие нравственные качества

Это какие? Где надо напиться, вломиться в чужую квартиру, увести чужую невесту, а свою бросить накануне свадьбы? 😂

Или представьте, что за вами шпионит некий тип (с которым вы даже незнакомы), и находит на вас компру о неуплате налогов, и, чтобы восстановить "справедливость", крадет вашу машину? Вам такое понравится? Свободу Юрию Деточкину!  😉

5
-3

Так фильмы же разные были. Тем более ближе в 80 годам, когда уже у кинематографа свободы больше стало, коммунизм строить перестали и начали снимать про "маленьких людей" и житейские проблемы.

+3
Ответить

Конечно, разные. Только "Ирония судьбы" снята в 1975 году, а "Берегись автомобиля"- в 1966.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

Так я и говорю, что фильмы разные. В то же время были Два капитана, Вечный зов, Государственная граница, штуки три экранизации Жюля Верна, правильные пионерские типа Кортик или Бронзова птица и многие другие как раз про нравственные качества.

+3
Ответить

Всё так. Больше того - "Берегись автомобиля" считался высокоморальным фильмом 😉

+1
Ответить

Тут дело вот в чем. Долгое время общество мыслилось как такой монолит, который стройным шагом идет к светлому будущему (и это кстати не исключительно советская идеология, хотя у нас она в наибольшей мере присутствовала и прожила очень долго). Есть, конечно, негодяи и разные пережитки, но все это будет побеждено. Читайте про Полдень 21 века Стругацких - вот там описано победившее общество. Соответсвенно кино показывало этих людей будущего, которые появляются уже сейчас в настоящем, как они ломают пережитки за счет своей несгибаемой воли и строят новый мир. И это не остановить, поскольку это глобальный тренд. Вот это - идея и на нее был госзаказ.

Есть и другая идея, что общество - это никакой не монолит, а общежитие людей со своими сложностями смешными и не очень. Никакого глобального тренда нет (или есть, но он за кадром), но вот есть проблемы отдельных людей. Например, старость (Старики разбойники, вспомните). И государство не монолит, а тоже коллектив уставших и местами скучных людей (Служебный роман, например) и, кстати, негодяев там много и они вовсе не абсолютное зло, доживающее свои дни по норма, а такие же люди. Вот эти темы подняли те, кого называли шестидесятники.

+3
Ответить
Прокомментировать

Сначала была вера в православную веру, в Святую Русь и т.д. Но чем дальше тем вера слабела, подтачивалась, сменялась на неверие в эту веру и поиск альтернативных надежд. Затем подоспел социализм, вера в человека, в рабочий класс, в коллективный прогресс этого класса под руководством Партии Ленина и учения Маркса. Дальше все то же самое - от очевидных косяков и противоречивых фактов вера слабела, подтачивалась, сменялась на неверие в эту веру и угасала. Дальше была вера в либерализм как быстродейственное и чудодейственное средство и снова попытка верить в православную веру, но и она быстро сошла на нет. Теперь все это смешалось в одну кучу, но в целом мало кто во что уже верит - время цинизма.

4
-2
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью