Как человек, успевший до настоящего момента ликвидировать два собственных романа, один неоконченный, и другой оконченный (хоть и признавая заранее, что ни один из них не был вторым томом «Мёртвых Душ»), исполнен буду великой радости пролить некоторую ясность по данному вопросу.
Уничтожать роман — это примерно то же самое, что кончать с собой: не то, чтобы человеку так уж хотелось умереть, просто альтернатива кажется ещё хуже. В случае с романом, это происходит, когда роман успевает сильно отклониться от первоначального замысла, требования к нему увеличиваются многократно в соответствии со всё возрастающей задачей, и становится понятно, что исправить его уже не представляется возможным, надо или бросать, или начинать заново.
Произошло это потому, что гоголевская мессианская фаза вошла в терминальную стадию года через три после окончания первого тома — примерно тогда он сжег первую версию второго тома, сочинил объяснение «Ревизора», менял место жительства по десяти раз за год, настоятельно порекомендовал всем друзьям бросить их дела и заниматься его делами, ну и в общем вёл себя во всех отношениях как совершенно гоголевский персонаж.
Одна из особенностей писательских кризисов состоит в стремлении оттягивать фазу активной работы, так что Гоголь поддерживал именно тот образ жизни, в котором невозможно писать. Условно говоря, к началу пятидесятых годов, мало что кроме работы над вторым томом ещё поддерживало в Гоголе какой-то стимул к продолжению жизни, тогда как работа с каждым годом становилась всё более невозможной. Так что не исключено, что Гоголь сжег рукопись просто чтобы ему уже можно было уйти.
Ну и наконец, всегда есть вариант, что Гоголю эту идею нашептал лукавый — в конце концов, верил ли Гоголь в Бога — это одному Богу известно, а уж в чёрта Гоголь верил совершенно точно.