Мауфатан Войнич
август 2019.
2208

Существуют ли литературные произведения без срока годности?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
5 ответов
Поделиться

Самые основополагающие тексты западного литературного канона – “Илиада” и “Одиссея” – выжили только в отрывках. Самый древний полный текст Илиады датируется десятым веком AD, то есть спустя почти две тысячи лет после составления эпоса. Это при том, что “Илиада” и “Одиссея” активно копировались – есть основания полагать, что существенная часть Александрийской библиотеки была посвящена комментариям к эпическому циклу.

Ни одно из Евангелий не сохранилось в первоначальном виде. Q всплывет если только каким-то чудом. Ветхий Завет составлен из тщательно отредактированных источников четырех разных авторов, с примесями чрезвычайно древних вливаний из ханаанской поэзии и блокбастеров Междуречья, о существовании которых мы узнали только сто лет назад. Которые тоже сохранились только в отрывках.

И если кому-то кажется, что это все проблемы древнего мира, то спешу уведомить, что у нас также нет ни одного полного и каноничного собрания Шекспира, ни даже сука окончательной версии Джойсовского “Улисса”, бо редакция Кидда скорее всего тоже будет утрачена. There are gauchos and gauleiters.

Иными словами, вневременности литературы препятствует ее же собственная изменчивость, способная перемолоть форму даже самых фундаментальных текстов в непропорционально короткие сроки, иногда до неузнаваемости (см. монолог Гамлета в версии первого фолио).

При этом, восстановление утраченных текстов часто демонстрирует именно их вневременность и актуальность. “Эпос о Гильгамеше” был составлен четыре тысячи лет назад, из которых две тысячи пролежал в песке, но его актуальности это нисколько не повредило: если в литературе, по Борхесу, четыре сюжета, то “Гильгамеш” покрывает все четыре.

В сумме, картина получается странная. У нас есть коллекция текстов как будто бы неустаревающей актуальности, которые при этом многократно и радикально менялись. Они частично формировали общество, в котором распространялись, но общество менялось и за счет других вещей тоже, и у некоторых текстов разница в первоначальных и современных прочтениях оказывается весьма резкой: достаточно сравнить интерпретации академической библеистики и протестантских литералистов.

Стоит также отметить, что история литературы – относительно, например, геологической – достаточно небольшая, в то время как sample size мировой культуры представлен по-прежнему единицей. Делать глобальные выводы на таком материале достаточно сложно.

Поэтому я предлагаю их не делать, а подумать вот о чем. Стремление найти книгу без срока годности – это всего лишь литературоцентричная форма борьбы со временем. По великой иронии, именно самая долгоживущая литература рассказывает нам, что это невозможно: это демонстрируют тени Гомеровского загробного мира, об этом скорбит Экклезиаст в Ветхом Завете, и именно это Гильгамеш написал на стенах Урука.

Но эта же литература говорит и об условности времени – в анахронизме Шекспира, во всеприсутствии мировой истории в обычном будничном дне “Улисса”, и наконец в конце истории у Иоанна.

Ценность литературы – именно в этом. Но для этого ее придется читать.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
21
-7

Очень интересно. Конспирология в чистом виде, спрятанная под псевдоинтелликтуальными рассуждениями. Вы случайно не сторонник "Новой хронологии"?

-9
Ответить

В чем здесь конспирология?

+3
Ответить

По Борхесу - четыре сюжета, а не три.

0
Ответить

Точно. Спасибо, исправлю.

+1
Ответить

Глеб, вам надо издать сборник своих ответов в отдельной книге. Очень интересно читать.

+1
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Таких литературных произведений не так много как хотелось бы. Ну во-первых это сборники религиозных произведений которые мы знаем под названием - Библия, Коран, Тора и множество других будийских, индуистских, конфуцианских и других канонических текстов. Им много веков и даже тысячелетий, а люди до сих пор ими пользуются.

Во-вторых - классическая литература. "Илиада" и "Одиссея". "Песнь о Роланде" и "Слово о полку Игоревом". "Песнь о Нибелунгах" и "Беовульф". "Сказание о Гильгамеше" и "Старшая Эдда"...и ещё десятка два подобного рода текстов. Дальше идут - "Энеида", "Божественная комедия", "Потерянный Рай", "Кентерберийский рассказы", "Декамерон", "Тысяча и одна ночь", "Дон Кихот", "Гаргантюа и Пантагрюэль", "Путешествия Гулливера" и ещё примерно сотня названий. Время идёт, проходят века, а эти книги читают, проходят в школе, изучают в институтах и они по-прежнему актуальны.

Для меня лично пример совершенно немеркнущей классики, это - "Сонеты Шекспира". Пятьсот лет назад написаны, а тематика и смысловые нагрузки абсолютно сегодняшние.

5
-2
Прокомментировать

Такое практически невозможно. Мир вокруг меняется, мы сталкиваемся с новыми проблемами, старые же исчезают. Даже из классики большинство произведений уже не актуально, а ведь это сравнительно недавнее время. Ведь проблемы в старых произведениях современному человеку уже непонятны. Вряд ли вам знаком быть крепостного крестьянина, маловероятно что вас заботят вопросы нравственности в старом ключе, в Бога вы скорее всего не верите и отсутствие общих интересов с отцом волнует только лет до 14 (если вы вообще имели счастье общаться с отцом, а порой и знать его имя) 

Да и герои старых произведений не могут похвастаться объёмными характерами, а в более дальнем прошлом - они впринципе плоские. 

Нет, литературные произведения тоже устаревают и актуальны они останутся только для истории - как она, эта литература, развивалась.

0
0
Прокомментировать

Креативные артефакты (продукты творческой деятельности) подчиняются так называемому эффекту Линди. Это чисто статистический эффект. У него есть математическое объяснение, которое не особо интересно. Суть эффекта состоит в следующем. Любые креативные артефакты (литературные произведения, фильмы, смешные мемы) будут оставаться актуальными ещё столько, сколько они уже были актуальными до текущего момента. Для эффекта абсолютно неважно, что именно делает вещи классикой. Учитывается только один параметр - время существования на текущий момент. Если артефакт успешно сохранял свою актуальность в течение 400 лет под непрерывным натиском со стороны нового, то значит высока вероятность того, что он будет актуальным ещё 400 лет. Что именно люди в нём находят - неважно. Что-то находят. И если находили всё это время, то значит и ещё столько же будут находить. Под словами "высока вероятность" подразумевается, что такой исход имеет максимальную вероятность. Чуть меньшую вероятность имеет исход с небольшим отклонением в обе стороны (399 лет или 401 год). Ещё меньшая вероятность у отклонения, скажем, на 50 лет. И, наконец, минимальную вероятность имеет исход с максимальным отклонением. Если классика, уже просуществовавшая 400 лет в этом статусе, прям завтра перестанет быть актуальной, то это будет ситуация типа "чёрный лебедь". Т.е. это не невозможно, но ожидать этого не стоит.

2
-4

Теория понятна, но есть вопросы.

  1. Составлял ли кто реальную базу данных чтобы сверить соответствие модели? Если да, какое там распределение?

  2. Как модель справляется с survivor bias'ом? Очевидно, что должна быть уйма вещей, о которых мы не знаем, что они утрачены.

0
Ответить

Модель очень простая. Если мы не знаем, какие действуют факторы, и как именно они влияют, то просто всё усредняется. Исходим из того, что текущий момент - это середина времени жизни артефакта. Это логично. У нас нет никаких оснований считать, что артефакт находится на взлёте популярности или же, наоборот, на пути к забвению.

0
Ответить
Прокомментировать

Да, такие книги на Земле имеются! Они даны человечеству неким высшим разумом (хотя можно бесконечно спорить о том, что он есть такое), как в них сказано, на ближайшие 300 тыс лет...Это известные уже тысячи лет, но до сих пор не превзойдённые, так называемые индоарийские "Веды" и так наз. "Кодекс Ману". Веды - научный шифр раскрываемый послойно, по мере взросления человека, а Законы Ману (понимаемые не только в классовом, но и прежде всего в расовом аспекте) - самая справедливая и наилучшая конституция для всех арийских и славянских государств.

Олег Гончаротвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-9
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью