Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каким для вас был период протестных 2011-2012 годов?

ОбществоПолитология+2
Рома Бордунов
  · 8,9 K
Экс-председатель Московского отделения Либертарианской партии России, экс-работник Яндекса  · 7 нояб 2015  · lp-russia.org

Я был в числе первых участников первого митинга на Чистых Прудах, который позже и стал точкой старта для протестного движения. На следующий день была протестная акция на Триумфальной площади, куда пришли уже многие мои знакомые, которых совсем не ожидал там увидеть. Спустя день, меня задержали там же, на Триумфальной, и на сутки отправили в ОВД. Когда мы приехали в ОВД там уже не было мест, и мы час просидели в автозаке, потому, что в камере были задержанные со вчерашнего дня, а полиция говорила: "Куда вы их всё везете, нам их некуда девать!". Вообще самые упоротые были сотрудники ОМОН, которые были уверены, что мы все агенты Америки, и нам заплатили за участие в акции. В ОВД сотрудники были намного вменяемее, со многими из них мы успели побеседовать и обсудить политическую ситуацию и прошедшие выборы, несколько человек были на удивление адекватные, только я бы сказал, сломленные, которые не верят, что можно в России что-то поменять. Они считали, что всё уже бессмысленно, и можно даже не пытаться. На следующий день нас отвезли в суд, где выписали всем штрафы по тысяче рублей, и отпустили по домам.

С этого началась моя история участия в протестном движении. 8 декабря я вступил в "Солидарность", которая тогда еще обитала на Чистых Прудах, а потом были акции 10 декабря на Болотной площади и 24 на Сахарова. Перед 24 декабря я ездил почти сутки по пригородным электричкам и расклеивал в них стикеры с рекламой акции. Многие просили себе стикеров, чтобы расклеить по подъездам, а ни одного слова осуждения от людей я не услышал. Мы сошлись с ребятами из "Сопротивления", которые эти стикеры делали, и пара предложенных мной вариантов попала в тираж, вы могли видеть некоторые из них. После нового года, перед акцией 11 февраля на Болотной, меня первый раз избили в метро, когда я пытался наклеить стикер на эскалаторе. Люди представились сотрудниками полиции, и пару раз дали мне по лицу на вестибюле, между колоннами на станции Курская. Поймали они меня потому, что я по глупости клеил наклейки, пока ехал вниз по эсказлатору. Потом я понял, почему так никто не делает (вас проще поймать на сходе с эскалатора, а на станции не убежишь). Конечно, они не были никакими сотрудниками, потому, что мне удалось поднять шум и убежать, а вся партия стикеров, весящая килограмм пять, осталась у меня. На следующий день мы заклеили ей все до единого поезда на Арбатско-Покровской линии. Кстати люди, которые ехали на прокремлёвскую акцию на Поклонной Горе на следующий день их несомненно видели, что было довольно забавно, как мне показалось.

Потом была акция "Белый круг" на Садовом Кольце, и следом приближались выборы президента, куда я записался наблюдателем на участок, в котором "Единая Россия" набрала на прошедших выборах в думу 84% голосов. На участке через стену от него у неё был результат в 54%, а секрет успеха "Единой России" крылся в том, что весь состав комиссии был сформирован из студентов ВУЗа, которые видимо были людьми подневольными, и выполняли чьи-то указания сверху. На выборах президента мы устроили им настоящий ад, заставив сидеть до 6 утра и по одному поднимать каждый бюллетень, оглашая результат, так, чтобы все находящиеся в комнате его видели. После этого случая председатель комиссии взяла самоотвод и больше там не работает. А я теперь сам стал членом избирательной комиссии на соседнем участке. Потом мне позвонил друг, который был в армии, и рассказал, как их заставляли голосовать за Путина, закрывая рукой все остальные графы в списке кандидатов. Ему удалось проголосовать за другого кандидата потому, что он взял ручку с собой, и не стал идти в кабинку, где стоял офицер, а поставил галочку прямо на ходу, и бросил в урну. Кстати ему сильно повезло, потому, что какой-то другой парень, который стал громко возмущаться, что ему не дают сделать выбор потом со всей своей ротой до 6 утра ходил по плацу. На дворе была зима.

Потом были акции 5 и 10 марта на Пушкинской площади и на Арбате. На Пушкинской площади я был в числе сотрудников группы безопасности со стороны организаторов, а при разгоне залез на башню сбоку от сцены, на которой были развешены колонки. Когда я приехал домой и узнал, что в моем районном ОВД сидят задержанные, я пошел туда, и на входе встретил нескольких знакомых. Потом к нам приехал депутат Илья Пономарёв, и привёз еды для задержанных. Нас внутрь не пропускали, а ему по закону отказать не могли. Потом был митинг 10 марта на Арбате, который прошел на удивление скучно, его я запомнил потому, что сделал фоторепортаж, для "Ридуса", который был тогда еще рупором протеста, (пока Илья Варламов его не продал), и мой репортаж попал в итоге на главную. Репортаж назывался "Митинг глазами организаторов".

Потом было 6 мая. Мне сразу показалось, что акция закончится чем-нибудь плохим, потому, что сотрудники полиции были невероятно несговорчивы, и пытались осложнить задачу организаторов насколько, насколько это вообще было возможно. Были подвергнуты обыску все машины в поисках палаток, которые полиция пыталась найти, опасаясь повторения событий на Майдане, а сцену, которую должны были смонтировать к началу митинга не пропускали через кордон оцепления. На здании Ростелекома висел баннер "Путин - наш президент", или что-то в этом роде, а вдоль пути движения колонны на улице были разбросаны листовки с оскорблениями оппозиции и её лидеров, и какими-то обвинениями в том, что мы все работаем на врага. Потом было то, что все знают. Меня не задержали, поскольку участия в том, что позже было названо беспорядками (но на самом деле ими не являлось) я не принимал, пытаясь только успокоить людей, и не попасть под горячую руку сотрудников полиции, которые не сильно выбирали себе цели, а просто хватали всех, кто подвернется под руку. Если вам интересно, как всё было на самом деле - почитайте Esquire (esquire.ru). Их версия самая правдоподобная из всех, что попадались мне на глаза до сих пор.

Это был пик протеста, и после этого всё пошло на спад. Потом мы собрались на Китай-Городе, откуда всех ночью прогонят сотрудники полиции, но в итоге все вернутся на то же место, после нескольких кругов пешком по центру города. Я потом заболел, и вернулся только через два дня, а лагерь переместился на Чистые Пруды к памятнику Абаю Кунанбаеву, который дал название акции "Оккупай Абай", переросшей в "Оккупай Арбат" и "Оккупай Баррикады". Я был на всех из них, и в процессе меня второй раз в жизни задержали. Тогда у меня была пресс-карта, и в этот раз меня быстро отпустили. В тот раз вместе с нами сотрудники полиции по глупости задержали еще и гражданина Австралии, который был туристом и просто проходил мимо. Лента писала про этот случай (lenta.ru). Нас отпустили из автозака вдвоём и я помогал ему доехать назад, он не разбирался в городе.

После этого я стал видеть всё меньше смысла в участии в протестном движении, которое начало сходить на нет, потому, что люди также стали разочаровываться в движении. Мне кажется, никого не устраивали слова Навального, что на митинги надо ходить как на работу, и никто не видел в этом совершенно никакой перспективы, понимая, что "мы придем еще" кроме пустого звука ничем не является, и никаких перемен добиться не получится. Я побывал еще на двух "Маршах Миллионов" 12 июня и 15 сентября, на обоих в качестве организатора, но окончательно потерял веру в протестное движение, и после этого я постепенно прекратил ходить на акции и поддерживать связь с теми, с кем там познакомился.

Это были интересные времена, я первый раз попал в отделение полиции, первый раз получил по лицу, стал членом политической организации, мой плакат попал на Евроньюс (youtube.com), фотографию показали в сюжете про "юных безрассудных революционеров" по Первому Каналу (1tv.ru), я стал членом избирательной комиссии в своём районе, а сделанные мной стикеры висели по всему городу. С чувством выполненного долга я понял, что пока ничего изменить у нас действительно не получится, и возможно стал немного ближе к тем сотрудникам полиции, с которыми когда-то столкнулся в отделении в самом начале акций протеста.

А еще ты админил один из крупнейших оппозиционных пабликов в ВК, да?

Привет тебе.

Я служил в армии, а те самые протестные месяцы пришлись как раз на службу учебной роте, где царил полный информационный вакуум. Последний порождал среди солдат слухи о том, что в Москву введены танки.

Web-разработчик с медицинским образованием  · 7 нояб 2015
Мы аккурат весь 2012 обустраивались в Питере. И с попкорном поглядывали в интернеты на "трасти по навальному". Мне, человеку, живущему в среде самого что нинаесть народного народа, не было никакого дела до всего этого бугурта и я была уверена, что кончится все пшиком. Кончилось все еще и стыдным пшиком, все эти навальные-немцовы окрасили таки себя в цвета, в которые... Читать далее
бакалавр социальной работы, меломан и киноман  · 7 нояб 2015

Во время протестов после выборов президента училась в 11 классе. Запомнилось, как директрисса под угрозой отчисления запрещала всем старшеклассникам идти на митинг. Плюс дополнительно в тот день ввели 5-6 уроки (классные часы) - все для того, чтобы не попали туда.

грустный россиянин  · 7 нояб 2015
Я не знал кто такой Навальный и был вполне заурядным студентом провинциального вуза. На выборы ходил и был уверен, что ЕР не наберет большинство. Результатов выбор и видео фальсификаций разбудили гражданственность, как только узнал о протестом митинге не раздумывая пошел. В моём городе ничего такого не было с 1993, в университете преподаватели вещали, что все митинги... Читать далее
На тот момент я была в пятом классе. Самый переломный год за мою короткую жизнь. Тогда в моем сознании поменялось все. Я изменила свой характер на 100%, мой музыкальный вкус изменился, моё окружение стало ко мне относиться по-другому. Пока все мои одноклассники смотрели сериалы Диснея, я хотела чего-то необычного. Как-то наткнулась на Твиттер Навального, ещё нескольких о... Читать далее
журналист, редактор  · 23 мар 2016
Я была 20-летней стажеркой газеты. Благодаря работе где-то в начале осени 2011 у меня произошел перелом в мировоззрении - стало понятно, что вещи, которые совокупно называются "политикой", так или иначе касаются каждого и непосредственно влияют на нашу жизнь, что создает огромное количество несправедливости. За несколько месяцев я стала довольно политически ангажированны... Читать далее
Петербуржец  · 7 нояб 2015
Для меня это было прекрасной эпохой. Я тогда уже был какое-то время активистом «Молодёжного Яблока» и находился в состоянии завышенных ожиданий. Многие мои друзья тогда верили, что мы стоим на пороге тех самых перемен, которых так хотим, что ещё чуть чуть и мы победим. Какое-то чувство неописуемого счастья от того, сколько людей собирали тогда митинги. Я тогда активно... Читать далее
Уже тогда, на мой взгляд, было понятно, что Навального власти каким-то образом используют. Вроде бы наезжают на него, но как-то для галочки – ведь кого надо всегда быстро у нас сажают, для этого сто способов есть. Затем началась вообще клоунада: то из тюрьмы его выпустят, то помогут собрать подписи депутатов, чтобы он на выборы попал. Это "оппозиционеру номер один!" Но... Читать далее
личинка биогеографа, мечтаю об Австралии и собственном какапо, преподаватель географии в...  · 23 янв 2017
Мне было 16, я училась в 9 классе. С того периода и начала интересоваться политикой. К тому моменту смотреть телевизор я почти перестала, поэтому все новости узнавала с новостных сайтов и их аккаунтов в Твиттере. В том же Твиттере нашла Навального. К сожалению, в то время я еще жила в Ижевске, и особых протестов у нас не было, довольно вялые попытки только. Был митинг... Читать далее