Katerina Shch
июль 2019.
507

Дадаизм. О чем он?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

В 1916–1920 годах на художественной сцене Европы, затем в Америке появилось экстравагантное движение, обозначившее себя словом "дада" (Dada). Существует несколько версий происхождения этого слова. По одной из них, первое слово, которое бросилось в глаза основателю дадаизма румынскому поэту Тристану Тцара, когда он произвольно раскрыл Словарь Лярусса. По французски "dada" означает деревянную лошадку. По другой версии - это имитация лепета ребенка. Один из основателей дадаизма немецкий поэт и музыкант Хьюго Балл считал, что для немцев это показатель идиотской наивности и всяческой детскости.  Другими словами, дадаизм, это дурачество, извлеченное из пустоты, в которую обернуты все более высокие проблемы или публичное исполнение фальшивой морали. Прямым предтечей дадаизма признают Марселя Дюшана, в 1915 году переехавшего в Нью-Йорк и выставлявшего там свои композиции из предметов повседневного употребления. Считая их истинными произведениями искусства, Дюшан резко отрицал традиционные эстетические ценности. Эту линию на разрыв со всеми традициями продолжило и собственно дададвижение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. по инициативе X. Балла, основателя журнала "Дада" Т. Тцара, немецкого писателя Р. Хюльзенбека, художника Арпа, работы которого наиболее популярны в наше время.

1
0
Прокомментировать

Жан Арп (16.09.1886 - 07.06.1966 гг.) - французский художник, скульптор, график и поэт. Один из основоположников дадаизма и абстрактной скульптуры.

Жан (или Ганс) Арп родился в Страсбурге. Окончил школу искусств и ремесел, а также академию Жюлиана в Париже. С 1912 года начинается его личное знакомство с передовыми художниками, такими как, Василий Кандинский, Пауль Клее, Макс Эрнст, Аполлинер, Пикассо, Модильяни.

В 1916 г., находясь в Цюрихе, основал группу "Дада". В основе творчества дадаистов находился коллаж - определенные формы из бумаги, ткани и других материалов наклеивались на плотную поверхность (картон, холст). Цюрихский коллаж получил название "случайный": Жан Арп брал заранее заготовленные формы (фигуры), бросал их на какую-либо основу и приклеивал так, как они ложились на поверхность.

Именно по принципу "случайности" Жан Арп создавал иллюстрации для книг. Таким же образом слагались и стихи: из газет вырезали слова, а затем вслепую доставались из сумки, формируя причудливые и необычные стихотворения. Литературовед Клаус Шуман так высказывался о поэззии Арпа: «Она [случайность] высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль».

В 1920 году Жан Арп и Макс Эрнст возглавили группу дадаистов в Кёльне.

В 1925 году Арп приезжает в Париж и принимает участие в выставке сюрреалистов, где впервые демонстрирует свои трехмерные скульптуры из дерева. Вскоре он начал создавать свои произведения искусства из гипса, камня и бронзы.

Арп считал, что не имеет смысла повторять за природой и создавать то, что уже и так существует. Поэтому для себя художник избрал столь "экспериментальный путь" - случайное сочетание несочетаемого. Вместе со своей женой Софи Тойбер они рисовали, вышивали, клеили свои абстрактные работы. Жан Арп так говорил о своем творчестве: "Искусство, которое мы создавали, было искусством безмолвия. Оно отворачивалось от внешнего мира и поворачивалось к внутреннему покою бытия, внутренней действительности, чистой действительности...Никакие пятна, разрывы, нитки, неточности не должны были нарушать чистоту нашей работы...Наши работы должны были сделать мир проще, прекраснее, преобразить его...Я продолжал эксперименты с коллажами, автоматически, без участия воли склеивая детали. Я называл это "работать по закону случайности",...отдавшись во власть бессознательного. Тот, кто следует этому закону, творит чистую жизнь".

Жан Арп получил много наград и премий как в сфере изобразительного искусства, так и литературы (включая и премию Гёте Гамбургского университета). Арп много писал. На его счету также сценарий фильма "День как день" режиссера Ханса Рихтера (1929 г.). Если его скульптуры "безмолвны", то стихи звучат так:

Человек из костей

без плоти и крови

ходит как и следует

складываясь и раскладываясь.

Человек из плоти и крови

но без костей

висит как костюм

на спинке стула.

Человек из крови

но без костей и плоти

живёт в огромной бутылке

и позволяет

если есть настроение

на какое–то время

разливать себя по стаканам.

(перевод стихотворения В.Куприянов)

0
0
Прокомментировать

Из манифеста дадаизма 1920 года Тристана Тцара: «Я пишу манифест, и я  ничего не желаю, но однако я что-то говорю, а в принципе, я вообще  против манифестов, так же как и против принципов... Я против  деятельности; а что касается постоянного отрицания и утверждения, то я  ни за, ни против них, и я не собираюсь объясняться, потому что я  ненавижу рассудок. ДАДА НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ.»

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью