Почему в царской России 20 века было так много неграмотных людей? Правда ли, что Александр III говорил, что сын кухарки должен работать на кухне, а не учиться в университете? Для чего это делалось?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

Так на то и сословное неравенство, при котором "низшим" не должно быть доступно то же, что "высшим", в т.ч. и образование. Иначе "низшие" много возомнят о себе, и это для "высших" плохо кончится. Что, собственно, в конце концов и произошло.

"Указ о кухаркиных детях" - конкретный нормативный акт, принятый при Александре III, - как раз и был реакцией правящего класса на "опасный" рост числа образованных среди плебса (т.н. разночинцев, т.е. разных "чинов"), которые, как правило, пополняли ряды оппозиции.

6
-3
Прокомментировать

Просто потому что. Грамотность - это не экономика или технология, где раз отстал - и замучишься догонять. Это такая вещь, которую можно в любой момент провести и ничего страшного. У людей не правильное понимание - думают, что раз столько-то процентов неграмотных, значит, большая катастрофа, отстали навсегда. Это не так.

В Российской Империи не был низок уровень грамотности. В Российской Империи был естественный уровень грамотности сообразно уровню урбанизации населения вследствие же только развивающейся промышленности. А вот почему РИ не была передовым промышленным центром мира, за что на нее обижаются многие россияне, это уже вопросы другого порядка.

"Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914−1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35−38% к 1915 году[108][109] до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет[18]. Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).[110] По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д. и.н., профессора М. М. Громыко[111] реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин112. Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли[113], особенно быстро после 1906 года[114].

Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908−1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.115 — как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года[39]. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.

По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 у.е.здных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство«116 (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).

Имевшие место в России в 1896—1917 гг. неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных (см. Образование в Российской империи), — эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны[117]118 прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.[119][120]121122."
https://diletant.media/blogs/65662/43842282/

Евгений Яжкинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
16
-13

А как насчет цитаты приписываемой Александру Третьему? Было такое?

0
Ответить

Да хрен его знает, может и была. Но в любом случае она здраво отражает реальность. Как не вопи, что всем надо дать вышку, все равно сотни миллионов будут работать в сфере обслуживания - и в основном из-за своего происхождения (у родителей нет денег). А у кого родители значимые, как в США или Англии, то там сразу престижный универ, закрытый клуб, важная работа. Это нормальная система, она работала и работает по всему миру, создает общественную пирамиду.

Проблемы начинается, когда наверху пирамиды действительно стоят какие-то "кухаркины дети", которые не могут объяснить, когда и где они родились, биографию родителей, дедушек и так далее.

+5
Ответить

В учебнике истории помню такую цифру - 73% безграмотных от общего количества населения РИ к началу 1900 года

-1
Ответить

На самом деле источников очень много по этому поводу, приходят все к разным выводам. В основном каждый копает под свою идеологическую сторону, типа если коммунист, то грамотных надо записать поменьше, если антисоветчик - то как можно больше.

+1
Ответить

У людей не_правильное понимание - думают, что раз столько-то процентов неграмотных, значит, большая катастрофа, отстали навсегда. Это не так.

Этот тезис интереснее чем последующие приведенные цифры. Именно его следовало бы обосновать. Например, привести примеры других стран, каким странам грамотность не пригодилась, какие страны без грамотности рванули в экономике и технологиях вперед, и т.д.

+2
Ответить

Человечество "рвало" в экономике и технологиям вперед всегда, а всеобщая грамотность появилась относительно недавно.

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

А кто двигал эти прорывы в экономике? Как раз грамотные в широком смысле люди же.

0
Ответить

Не только грамотные, но и умные. А умных людей при любом раскладе всегда не так уж много. Если бы всеобщая грамотность давала 100% результат, как тут некоторые имеют в виду, это было бы легко видно исторически: десятки кромешной тьмы и варварства и масштабное развитие, которые началось бы только со второй половины 20-века. При чем пример был бы наглядным - вот варвар бегает с дубинкой, а вот через поколение школьного обучения уже люди небоскребы строят, с портфелями ходят. Но история развивалась не так.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

А что вообще подразумевается под всеобщей грамотностью? Если сложить 2+2 (утрированно), то развитие всегда шло в ногу со временем. Здесь и на окраинах не дураками были. И вообще люди не тупыми были. А если стандартная система образования, вовсе не значит, что человек после школы образованным стал. Даже в наше время.

0
Ответить
Прокомментировать

Ну, это довольно просто.

Основная часть населения обрабатыванием земли довольно примитивными для 20 века методами, для которых грамотность не нужна. Поэтому его не было. Это навык. Зато это было выгодно крупным землевладельцам которые отбирали часть зерна и продавали в Европу и поэтому не хотели изменения порядков. 

А вот коммунисты, затеяв индустриализацию, очень сильно нуждались не то что в умеющих читать крестьянах, а в полноценных рабочих. Поэтому образование и стало не только всеобщим, но и качественным.

Так что к планам о всеобщем образовании в Российской Империи нужно относиться с некоторой долей юмора.

12
-13

Что вообще Вы подразумеваете под грамотностью? Люди были грамотными, настолько, насколько им было нужно. А всеобщее образование, открытие школ для всех, вовсе не говорит о повышении грамотности, даже в наше время.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью