Да, сообразительность можно развить в себе!
Иначе говоря, соображать значит уметь связывать, соединять казалось бы не связанные между собой вещи.
Пример загадка.
Сидит девица, сама в темнице, а коса на улице!
Надо связать так: на что похоже? Морковка! Сидит в земле, а ботва наверху.
Значит, можно тренироваться так:
Брать признаки предмета и находить ему аналогию - похожий предмет.
Пример - поезд, перечислите признаки и укажите предмет с похожими признаками.
Один вариант, загадка: длинное зелёное и колбасой пахнет - что это?
Ответ: электричка из Москвы!
Таким образом можно себе создать тренажёры и развивать сообразительность самому.
Более простой вариант:
Берём два слова и связываем их так, чтобы получилось новое понятие.
Пример: заяц и звезда.
1/ звездный заяц - название фантастического рассказа (не написан пока)
2/ заячья звезда - про что это?
Оффтоп. Вспомнилось название фильма - Заяц над бездной.
Посмотрите, не пожалеете.
Такие тренировки похожи на игру.
Значит, играя можно развивать сначала свою сообразительность, а потом и у других!
Всего Разумного!
Сообразительность относится к интеллекту и считается врожденной. Однако если не тренировать (развивать навык) врожденных способностей они могут оставаться в зачаточном состоянии и наоборот если тренировать построение ассоциативного мышления (связь слова с образами) ребенка можно достичь высоких результатов.
Безусловно. Можно натренировать, развить, но работать это в фоновом режиме не будет. Потому что главным условием здесь явл ощущение задачи если индивид задачу не видит, то и решать не начнет и сколько бы не тренировался в решениях, в обнаружении будет застревать.