Почему в паузах между частями симфонии нельзя хлопать?

2533
2
0
3 ноября
17:54
ноябрь
2015

Да, это известный миф. Захлопаешь не вовремя — оторвут голову. Или зашикают. Примерно как, знаете, в церквях бабушки шикают на человека, который в первый раз пришел и не очень уверенно себя в церкви чувствует. Так же и в филармоническом пространстве. Есть условные бабушки, которые будут на вас шикать, а есть бабушки, которые не только хлопают между частями, но и разговаривают друг с другом, шуршат фантиками, но при этом ходят на все концерты.

Между частями симфонии, как и во время исполнения любого другого многочастного произведения, хлопать бессмысленно — пьеса не закончилась, вы не можете ее оценить. Аплодисменты в паузах между частями можно сравнить с перебиванием человека при беседе. Можно ли помешать таким образом музыкантам? Если речь идет о симфоническом оркестре — едва ли. Если перед вами, например, струнный квартет, постарайтесь держать себя в руках — степень концентрации там очень высокая, можете сбить исполнителей с толку.

Строго говоря, ничего страшного не случится, если вы похлопаете. Мир не рухнет, никто не оскорбится. Максимум — попадете в неловкую ситуацию. Однажды я сам захлопал, не дождавшись конца, неправильно посчитал части в пьесе, которую до этого не слышал. Ну, никто и не расстроился, кроме меня. Мне было НЕ ОЧЕНЬ.

47
0
ноябрь
2015

Потому что многочастные инструментальные произведения: сюиты, сонаты, симфонии, концерты для рояля/скрикпи/виолончели етк. с оркестром, вокальные циклы Шуберта/Шумана/Малера/Шенберга - это завершенные структурные циклы. Аплодисменты между частями нарушают композицию произведения, равно как и отвлекают музыкантов/солистов/дирижера от исполнения. Уже в эпоху романтизма у композиторов появилось специальное обозначение: attaca - которое означает отсутвие паузы между частями инструментального произведения или оперы. Мало того в некоторых современных произведениях есть пометки: "убедительная просьба не хлопать по окончанию произведения" - таким образом композитором желает продлить звуковую ауру, атмосферу произведения и дать слушателю погрузиться в его послезвучие. Так что и в самом конце произведения аплодисменты часто бывают не в тему. Музыка это же трансцендентное явление. А тут мы начинаем хлопать и все разрушаем. Включается свет, музыкантам несут цветы, кто-то хлопает, кто-то бежит в гардероб за своей барсеткой, кто-то ищет коридор ведущий в фуршетный зал. Вот и вся магия двухчасовой симфонии разрушена за несколько секунд)))

35
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта