Почему на концерте классической музыки так хочется спать и как с этим бороться?

2153
4
1
3 ноября
12:44
ноябрь
2015

Давайте начнем с практической стороны: как с этим бороться. Есть две прекрасные хитрости, помогающие не заснуть на концерте. Как только вы почувствуете, что вас начинает клонить в сон, уроните на пол программку и наклонитесь за ней. Или сделайте вид, что у вас развязался шнурок на ботинке, наклонитесь и какое-то время развязывайте и завязывайте его. Кровь прильет к голове, и сонливость пройдет. Повторяйте по мере необходимости — главное, не резко. Второй способ требует подготовки. Положите в сумку (желательно неглубоко) самые ядреные мятные пастилки или леденцы, главное, не жвачку — это не филармонично. Позаботьтесь о том, что бы пастилки были в не шуршащей обертке (хорошо, если это будет какая-то тихо открывающаяся коробочка). Иначе разбудите соседа. Мятно-перечная конфета отлично бодрит. Это, кстати, метод, о котором мне рассказала знакомая поклонница Вагнера преклонных лет из Байройта, которая знает толк в 5-часовых операх.

Теперь другая сторона вопроса, я бы сказал, эстетическая. Вообще внимание современного человека устроено таким образом, что мы можем одной рукой на телефоне листать ленту в Фейсбуке, другой дописывать электронное письмо в компьютере и параллельно следить за развитием событий в сериале по телевизору. А в концертном зале нам вдруг предлагают отложить все гаджеты, и сконцентрироваться на 45 минут (одно отделение) на чем-то одном, и это одно мало того, что без картинки, так еще и часто без слов. И наш организм отключается, особенно если со сцены льются красивые и нежные звуки.

Многие из нас находятся в плену советского наследия, идущего от позднего романтизма, где исповедовалось наивное и даже несколько консьюмеристское отношение к музыке: это искусство не требует особой подготовки, поскольку напрямую говорит с нашими эмоциями, нашим сердцем. То есть голову включать не надо. Но так было далеко не везде и не всегда — и в барочные, и в ренессансные времена, и в XX-м веке музыка была очень интеллектуально требовательной. То есть голова должна работать, но многие уже подзабыли эти навыки.

Здесь я хотел бы поговорить об инвестициях в прослушивание музыки. Да, нам может показаться, что покупка билета — достаточное вложение. К сожалению, это не всегда так. Если вы хотите организовать внимание адекватным образом, имеет смысл подготовиться. Для начала выбирая концерты, где исполнители сами вам что-нибудь расскажут. Например, Геннадий Рождественский известен своими блестящими конферансами перед концертами. Концерты-лекции главного дирижера Госоркестра им. Светланова Владимира Юровского уже стали московским филармоническим хитом. Музыкальный критик Артем Варгафтик, помимо своих филармонических выступлений, в театре Станиславского и Немировича-Данченко в прошлом сезоне предварял спектакли блестящими вводными лекциями, и вообще западная оперная практика pre-talk все больше проникает в российскую музыкальную среду и не только в столицах. Есть разнообразные музыкальные и оперные клубы, информацию о которых можно найти в сети.

Тогда музыка перестанет автоматически превращаться в колыбельную, и возможно именно понимание внутренней логики, сюжетных поворотов, умение следить за композиторской мыслью подарит вам куда более интенсивные переживания. И уж точно не потребуется ронять программки и заглатывать мятные конфетки.

59
0
ноябрь
2015

Тут надо начать с того, что это такое — классическая музыка. Это обобщение. Я не уверен, что от всякой классической музыки каждому захочется спать. А если и так, слушатель ни в чем не виноват.

Вообще же, конечно, это связано с культурой слушания, в частности и со внутренней культурой в целом. Есть разные аспекты. Например, коммуникативный. Классическую музыку понять не так трудно. Но если нет опыта слушания (учеба в музыкальной школе, хотя бы уроки хорошего учителя музыки в общеобразовательной школе), нет базовых ключей к коду, то не совсем понятно, что это и как устроено.

Западноевропейская музыка от самого своего начала — церковной литургии, от монодий, — строится на принципе подражания речи. Конкретно классические симфонии, например, строятся на принципах классической риторики. Сперва нужно прослушать главную партию — тезис А, потом всякая штука вокруг него, нужная для того, чтобы речь была живой, потом — побочная партия или антитезис. Это только начало, а прошло уже минут десять.

Мышление современного человека устроено иначе. Кроме того, что сегодня мы снова мыслим скорее мифологически, чем критически, сегодня все сверхбыстро и перенасыщено. И когда мы сталкиваемся с таким громоздким, длинным, к тому же, довольно линейным высказыванием, мы теряемся. В общем, спать хочется, потому что ты не распознаешь информацию или не можешь ее вычленить. Вроде бы что-то происходит, а что — ты не понимаешь. Естественно, мозг защищается и уходит в спящий режим.

Совет тут один: постепенно приучать свой мозг к новому для него. Начать лучше с того, что ближе к нам по времени создания. Послушать неоклассиков, например, Макса Рихтера. Он не скучный, музыка у него достаточно насыщенная. Хотя его последний 8-часовой альбом как раз специально для того, чтобы под него поспать. Ну и попробовать двигаться ретроспективно — от современного, благозвучного, похожего на классику, к двадцатому веку. От Гласса, Райха к Скрябину, Стравинскому и Дебюсси, Равелю, и так дойти до, скажем, Моцарта. А там и до Перотина недалеко.

Иногда отвечая на подобные вопросы, некоторые композиторы апеллируют к отсутствию слушательского опыта, мол, вы же не слышали, идите учиться. Понятно, что это, в общем правда. Никакие объяснения типа «это всё про нелинейность времени» или «это всё про потерю красоты» не заменит живого индивидуального опыта встречи с музыкой. На деле же это часто рушит интерес к музыке вообще. Знаете, как те родители, что равнодушно отмахиваются от любознательного ребенка. Сейчас мало кто понимает, как брать на себя ответственность за кого-то. Но это уже другой вопрос.

1
0
ноябрь
2016

Добавлю, что желание спать может возникнуть просто из-за того, что музыканты плохо  играют (плохо ≠ технически неграмотно, плохо = неинтересно). 

0
0
показать ещё 2 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта