Действительно ли существовали ведьмы и волшебники, которые владели магией, или всё это лишь фокусы и предрассудки?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
5 ответов
Поделиться

Ответ на этот вопрос, на самом деле, очень сильно связан с тем, что мы понимаем под словом "магия". Ещё на рубеже XVI - XVII веков известный философ, социально-политический мыслитель и маг Томмазо Кампанелла писал: 

"Все, что совершается учеными в подражание природе или в помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные науки, но и все прочие прибегают к магии ... ибо пока искусство не становится понятным, его называют магией; только потом - просто наукой".

В эпоху Ренессанса и раннего Нового времени, вплоть до самого XVIII века, магия воспринималась как нормальная легитимная наука, причём, когда я это говорю, я имею в виду и то, что весь арсенал "научных" (в современных терминах) средств входил в состав магии. Когда мы говорим "учёные XVI века отрыли то-то и то-то" - сама формулировка вводит нас в заблуждение. Потому что, строго говоря, это сделали не учёные а маги.

Например, гелиоцентрическая система мира принималась такими авторами как Бруно и Ди не в силу каких-то эмпирических преимуществ (эмпирически она, как хорошо показал П. Файерабенд, была, в целом, слабее птолемеевской), а потому, что на рубеже XIV - XV веков основоположник ренессансного герметизма, византийский философ Георгий Гемист Плифон, разработал космологическую систему, в которой утверждал, что Гелиос, т.е. Солнце, есть высший из всех небесных богов. А значит, Солнце, а не Земля, должно быть центром. Эту идею потом подхватил флорентиец Фичино, а от него - другие авторы этой эпохи. Не случайно и Коперник в своих работах ссылается на античных пифагорейцев.

Ньютон, один из основоположников современной физики, тоже был магом и алхимиком, и свои научные трактаты воспринимал как прямое продолжение своих алхимических штудий. Самый очевидный пример этого - теория корпускул из "Оптики", согласно которой цвет поверхности определяется размером частиц, из которых состоит вещество. Поскольку Ньютон считал, что свет, который воспринимает наш глаз - это свет, отраженный от поверхности, то, рассуждал он, крупные частицы (атомы) должны отражать больше света, а маленькие - меньше. Так Ньютон, например, объясняет, почему сжигание "делает вещи чёрными": атомы как бы "сгорают" и уменьшаются в размерах, и вместо дров у вас остаются угли. При этом Ньютон, как последовательный алхимик, считал, что любой атом может превратиться в любой другой (другого вещества), например, разделением или соединением атомов, а его теория горения - это, на самом деле, объяснение того, почему алхимическая операция должна начинаться с "обращения в черное" (нигредо): сначала все имеющиеся у алхимика вещества надо сжечь до самых маленьких размеров, а затем слиянием этих мельчайших атомов можно будет получать новые вещества. Ньютоновская теория гравитации, к слову, тоже сугубо магическое представление, согласно которому один предмет может воздействовать на другой на расстоянии без какого-либо посредника. Именно за это ее критиковали современники.

Иными словами, учитывая, что именно магия легла в основу современной науки, магия, конечно, работала, работает, и приносит результаты. Все цели магии были достигнуты или мы движемся к их достижению: в ядерном реакторе возможно алхимическое превращение элементов, фармакология, развив идеи Парацельса, создает лекарства от многих болезней, мы с вами сейчас беседуем на огромном расстоянии посредством электрических сигналов, человек научился летать и т.д. И это не говоря уже про современное искусство, которое очень даже работает и которое насквозь пропитано магией: от картин Кандинского до комиксов Алана Мура - все эти, несомненно, влияющие на нашу жизнь произведения несут в себе магические идеи их создателей. И Кандинский, и Мур непосредственным образом были вовлечены в магичсекие круги, а сам Мур в своих интервью прямо говорит о своих комиксах как форме магии.

Остается открытым вопрос: как же получилось так, что мы сегодня не воспринимаем эти явления как "магические"? Тут ответ лежит в истории XVIII века, когда на историческую сцену выходят позитивисткие/сциентистские идеи французского Просвещения. Смысл их был довольно простой: по существу, группа философов атеистического и материалистического направления попыталась монополизировать науку, утверждая, что научность неразрывно связана с их философскими системами и без них существовать не может в принципе, и клеймя все альтернативные мировоззренческие программы как "суеверия". Эта программа с большим или меньшим успехом существует вплоть до настоящего времени - в СССР, например, она получила очень хорошую поддержку от советского марксизма - но в действительно никогда не являлась и не является единственно возможной научной программой, и уж тем более никогда не была тождественна "научности": наука как минимум пару тысячелетий успешно существовала до её появления, и во множестве форм успешно существовала параллельно ей в XIX и XX веке, например, в формате "романтической науки" XIX века (Гёте и др.).

С магией при этом произошёл очень интересный поворот: сциентисты XVIII века, присвоив себе всё, что они считали в магии конструктивным (ту же теорию гравитации Ньютона, например, и гелиоцентрическую систему), объявили это "научными" (читай - "свими") открытиями, а все мировоззренческие элементы, которые не соотвествтвовали их представлениям о мире - "магией" и "суеверием". После этого появился знаменитый миф о прогрессивности науки и регрессивности магии, которая стала восприниматься как ошибочная картина мира (у Фрезера), или исключительно психотерапевтическая социальная практика (у Малиновского) и др.

Ирония этой ситуации состоит в том, что, по существу, сциентисты создали собственный вымышленный образ "магии", и его же раскритиковали. Различные "борцы со лженаукой и суевериями" делают это до сих пор. Ирония же здесь состоит в том, что на протяжении всего XIX и ХХ века любой мало-мальски значительный трактат о магии (например, работы Леви в XIX веке и работы Регарди в ХХ веке) начинался с того, что автор прямым текстом писал, что магия - это не то, что под ней понимают ее современные критики, а нечто совсем другое. Но "борцы со лженаукой" первоисточники не читают (ибо зачем их читать - они же пустое суеверие), поэтому эти аргументы, конечно, проходят мимо них.

Теперь, после этого длинного, но необходимого, предисловия, можно дать ответ на исходный вопрос: действительно ли существовали ведьмы и волшебники, которые владели магией. Конечно, существовали, и существуют, и конечно же магия работает. Вопрос только в том, чтобы понять, что значит "магия работает" с точки зрения мага.

Грубо говоря, в магии можно выделить три составляющих: (1) материальная, (2) психологическая, (3) духовная. Поскольку магическое мировоззрение тяготеет к холизму, т.е. целостному восприятию мира, то магическая практика, в идеале, должна затрагивать все эти три уровня. 

Что это означает в действительности? Что деревенский знахарь или шаман, если он лечит болезнь, то его магия состоит из: (1) лекарственных растений, отваров, мазей, курений, (2) некоторого количества психологической помощи больному, (3) того, что сам маг и больной воспринимают как общение с духами, путешествие шамана в мир духов и т.д. Работает ли магия в смысле излечения от болезни? Конечно, работает.

А вот как это интерпретировать - вопрос особый. Материалист скажет примерно так: знахарь использует совокупность народных научных знаний и суеверий. (1) и (2) - это такая народная наука, и вот она реально работает, а (3) это просто наслоившиеся суеверия. Эзотерик скажет, что магическая операция обладает всеобъемлющим эффектом, поскольку она исцеляет не только тело человека, то и его душу, проникая в самые глубокие измерения его личности, и что без этого последнего шага (3) реальная причина болезни не была бы устранена, и исправлены были бы только симптомы.

Что мы можем сказать с научной точки зрения? Мы можем сказать, что в магических практиках "работают" уровни (1) и (2) безусловно. Собственно, эти уровни и есть та часть магии, которая к настоящему времени оформилась как "наука" - сперва, в конце XVIII века, уровень (1), а позднее, в конце XIX века, уровень (2) - с появлением психологии как науки, что отсчитывается обычно со времени создания лаборатории В. Вундта. А вот про уровень (3) мы ничего не можем сказать с научной точки зрения. Потому что это вопрос веры, мировоззрения и связанных с ними оценок. Повторюсь, для мага магия - это путь к духовному прогрессу, для многих ортодоксальных христиан, например, это вполне действующая, но вредная сила, для материалиста там просто ничего нет. Это вопрос интерпретаций.

К сожалению, формат данного сайта не позволяет дать более развернутый ответ, поэтому мне остаётся только интересующихся отослать к моим статьям за более подробным разъяснением моей позиции: про магию и науку, про психологическое измерение магии.

14

Спасибо за такой опус! Странно, что не получили множество лайков

+2
Ответить

Какое место гравитация занимала в магических занятиях Ньютона? Предполагалось, что для этого найдется какое-то практическое применение? Или магию можно делить на "фундаментальную" и "прикладную"?

+1
Ответить

Александр, вопрос не столько в том, что гравитация могла занимать какое-то место непосредственно в магической практике Ньютона, сколько в том, что сама по себе гравитация в изложении Ньютона - магическая концепция в общем строе его натурфилософии. Ведь гравитация (повторюсь, в изложении Ньютона) - это гипотеза о влиянии одного тела (напр., Солнца) на другое (напр., планеты) без материального посредника. А мы все очень хорошо знаем, когда такое бывает: вот воткнёшь в куклу иголку, и твоему врагу поплохеет. По большому счёту, идеи Ньютона - это развитие ренессансной философии природы, в которой магия (как практика) была органической частью. Понятное дело, что гравитация сама по себе для Ньютона магической практикой не была, она была частью его общей натурфилософской системы, в рамках которой объяснялся тот строй природы, в котором "магия" и "алхимия" были возможны. Впрочем, спустя примерно сто лет после Ньютона развить идеи "вселенской гравитации" (наверно, более точно было бы переводить здесь латинское слово "гравитация" как "сила"; сам Месмер также называл ее "животным магнетизмом") с приложением в виде исцеления магическими пассами, якобы направляющими эту самую "гравитацию", попытался врач Франц Месмер (по сути, Месмер считается сегодня основоположником гипнотерапии, а то, что он делал - гипнозом). Но Месмера его современники быстро "задвинули" - в конце 18 века, особенно во Франции, господствовали идеи французских просветителей, в которые никакой "животный магнетизм", конечно, не укладывался. В итоге, гипноз будет переопределен (под него будет подведена альтернативная теоретическая база) и окончательно войдет в научный оборот только к концу 19 века.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

"...строго говоря, это сделали не учёные а маги".

Строго говоря, вы вводите людей в заблуждение.

Например, вы начинаете с цитаты Кампанеллы, который как бы подтверждает ваше суждений. Но ведь она вовсе не про то, что маги и ученые суть одно и тоже, или про то что раньше ученые называли себя магами, или про то, что вообще есть некая параллельная сфера знаний, называемая "магией". Она про невежественных людей, которые не могут объяснить, откуда берутся знания, и готовы видеть в знаниях чудеса.

Боюсь, что вы не сможете привести и одной адекватной цитаты из "досциентистского" периода, где бы упомянутые вами ученые признавались в магических занятиях.

И да - объясните же, наконец, что есть магия.

0
Ответить

Алексей, специально для Вас я выделю жирным шрифтом то место, где Кампанелла пишет прямо противоположное Вашей интерпретации его текста: "Все, что совершается учеными в подражание природе или в помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные науки, но и все прочиеприбегают к магии". Как маг, Кампанелла отнюдь не использует термин "магия" в значении суеверия необразованной толпы. А "магическое" наполнение понятия "наука" у Кампанеллы понятно даже из его самого известного произведения, "Города Солнца", где он описывает идеал всесторонне образованного правителя:

"Также надо знать и науки физические, и математические, и астрологические. ... преимущественно перед всем необходимо постичь метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в Боге; разряды сущего и соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в Боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и астрологию".

Если это Вас не убеждает, то позволю себе процитировать обширный фрагмент из книги "Томмазо Кампанелла" А. Х. Гарфункеля:

"Это осознание практической цели знания приобрело в философии Кампанеллы специфическую, связанную с историческими особенностями возникновения новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. Не случайно столь часто цитируемая книга Кампанеллы о теории познания завершается обширным разделом о магии, и полное ее название звучит так: «О способности вещей к ощущению и о магии». «Магами, — говорит Кампанелла, — назывались древние восточные, преимущественно персидские, мудрецы, которые постигали тайны бога и природы — этого божественного искусства, — а потом творили удивительные вещи» (24, стр. 221). В 14-й книге «Богословия» Кампанелла дал следующее определение магии: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе» (38, стр. 164). Искусство это пользуется «удивительно действующими естественными причинами». Связанное с «физикой» (т. е. учением о природе) и с астрологией, магическое искусство исходит из таинственных, часто не познанных или необъяснимых свойств природы, из «симпатии» и «антипатии» вещей. Магия основана на «всеобщем согласии» в мире (24, стр. 315). В этой магии, подчеркивает Кампанелла, нет ничего суеверного или сверхъестественного: «Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным» (38, стр. 168). Он использует таинственные свойства растений, камней, животных. «Магия продления жизни» сводится у Кампанеллы к сумме медицинских советов, где реальные наблюдения смешаны с фантастическими и произвольными догадками (24, стр. 243–252). Особенное внимание уделяет Кампанелла дополняющей «естественную магию» «магии искусственной» — под последней он понимает воздействие изобретений человеческого ума. Не всякое техническое изобретение и открытие может быть отнесено к искусственной магии, но лишь такое, механизм действия которого не известен окружающим. Так, «в Италии чудом было первое употребление артиллерии венецианцами», теперь же оно вошло в привычку; американские индейцы приняли испанцев за богов, издающих гром из своих ружей, но это было «вначале, а не теперь» (38, стр. 178). Таким же «магическим» делом первоначально было изобретение компаса и книгопечатания (24, стр. 242). «Реальная искусственная магия производит реальные действия», — говорит Кампанелла в 14-й книге «Богословия» и в качестве примеров приводит искусственного орла, «недавно сделанного в Нюрнберге». К магическим действиям он относит и превращения камней и металлов, действия алхимиков. Но «всякую магию превосходит» телескоп, «который в тысячу раз увеличивает предметы и сокращает расстояния, благодаря чему Галилей увидел новые звезды, и планеты, и облака» (38, стр. 186). Сам Кампанелла немало занимался «искусственной магией», составляя проекты захватывающих воображение изобретений. В мемориалах, направленных из неаполитанских тюрем правителям и государям, он обещал создать корабли, которые и без весел могли бы плыть в безветренную погоду; построить повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра; сделать приспособление, с помощью которого всадники смогли бы управлять конем, не занимая обеих рук (192, стр. 478). Еще большего в мечтах калабрийского узника достигли граждане «Города Солнца»: «…они уже изобрели искусство летать — единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба» (5, стр. 120–121). Итак, «естественная» и «искусственная магия» Кампанеллы — это использование магом-философом таинственных и неизвестных «толпе» достижений науки, свойств природы и природных сил, технических новшеств и изобретений с целью психологического воздействия на души людей".

Это типичный для Ренессанса и раннего Нового времени нарратив, и он ни в каком смысле не про "научность" в смысле французских просветителей. Такой же сюжет встречаем, например, у одного из отцов-основателей современного естествознания Френсиса Бэкона, когда он пишет: 

"Ведь у персов магия считалась возвышенной мудростью, знанием всеобщей гармонии природы, а те три царя, которые пришли с Востока, чтобы поклониться Христу, носили имя магов. Мы же понимаем магию как науку, направляющую познание скрытых форм на совершение удивительных дел, которая, как обычно говорят, “соединяя активное с пассивным”, раскрывает великие тайны природы". 

Если Вы захотите почитать про магические штудии Кампанеллы еще более подробно, то рискну отослать Вас к классическим сочинениям Френсис Йейтс: "Джодано Бруно и герметическая традиция" и "Искусство памяти". Обе работы доступны на русском языке. В них же Вы, если постараетесь, сможете найти и ответ на Ваш второй вопрос. А если Вы владеете английским, то есть хороший текст о Кампанелле большого специалиста по этому периоду Питера Форшоу. Если же Вам угодно прочитать про Ньютона-мага, то рекомендую из доступного на русском работу Дж. Генри "Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадка магии" или его же более объёмную статью на английском языке, на которую даётся ссылка в самом начале русской статьи.

Остальные ссылки, искомые дефиниции и аргументацию Вы, если не поленитесь, сможете почерпнуть из моей статьи, ссылка на которую дана в исходном ответе. Научной литературы по этой теме, в целом, написано достаточно: академическое изучение эзотеризма, иногда называемое в России эзотериологией, как научная область существует уже больше века. За сим позвольте откланяться: The Question - не форум, а сайт вопросов и ответов.

0
Ответить

Ок, я снимаю свое обвинение. И кстати, меня зовут не Алексей.

0
Ответить
Прокомментировать

К сожалению, не существовали. Но для меня, тысячи лет назад, было бы великим комплиментом удосужиться такого статуса как "колдун" или "волшебник", хотя это повлекло бы за собой радикальные меры по расправе со мной, так как для людей то, что они не могли объяснить, было злом, и кроме как сжечь человека они не находили решения. А в наше время люди платят деньги за то, что кто-то помогает, якобы, поговорить с умершим родственником и тому подобное. Я это крайне не одобряю, пользоваться горем людей с целью заработать - низко. Джеймс Рэнди готов заплатить $1млн тому, кто докажет свои паранормальные способности, но пока таких не нашлось.

2
Прокомментировать

Магия, как ни странно, - это не метание файерболов и превращение в лягушек, и даже не зачарование меча на +15 огненного урона, а форма взаимодействия с окружающей действительностью. Человек, обладающий магическим мышлением, верит, что воссоздать определенных условий способно спровоцировать кратофанию. Потому раз за разом повторяет ритуалы, чтобы привести мир в то состояние, в котором эта самая кратофания произошла.

Простейшим примером магического мышления служат суеверия и бытовые ритуалы: кратофанией является то или иное событие, вызываемое предшествующими, но не связанными деяниями. Например, спортсмен Иван выиграл два спарринга подряд, будучи в красных трусах, потому он каждый раз перед выступлением надевает под трико красные трусы, выполняя таким образом простейший магический ритуал.

Для человека древности, который не имел научных инструментов для познания окружающего мира, кратофаниями, теофаниями и прочими иерофаниями было практически всё вокруг. Сверхъестественное было в лесах, камнях, водах, смерти, рождении, оружии, доспехах, орудиях труда, менструальной крови, женском молоке, сперме, работе палачей, кузнецов, ткачей и так далее вплоть до того, что сам окружающий мир становился одной большой иерофанией. В таких условиях совершенно естественно появление магов, шаманов, заклинателей и прочих ведьм, которые способствуют возникновению иерофаний, выполняя ритуал.

0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить