Действительно ли существовали ведьмы и волшебники, которые владели магией, или всё это лишь фокусы и предрассудки?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
5 ответов
Поделиться

Ответ на этот вопрос, на самом деле, очень сильно связан с тем, что мы понимаем под словом "магия". Ещё на рубеже XVI - XVII веков известный философ, социально-политический мыслитель и маг Томмазо Кампанелла писал: 

"Все, что совершается учеными в подражание природе или в помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные науки, но и все прочие прибегают к магии ... ибо пока искусство не становится понятным, его называют магией; только потом - просто наукой".

В эпоху Ренессанса и раннего Нового времени, вплоть до самого XVIII века, магия воспринималась как нормальная легитимная наука, причём, когда я это говорю, я имею в виду и то, что весь арсенал "научных" (в современных терминах) средств входил в состав магии. Когда мы говорим "учёные XVI века отрыли то-то и то-то" - сама формулировка вводит нас в заблуждение. Потому что, строго говоря, это сделали не учёные а маги.

Например, гелиоцентрическая система мира принималась такими авторами как Бруно и Ди не в силу каких-то эмпирических преимуществ (эмпирически она, как хорошо показал П. Файерабенд, была, в целом, слабее птолемеевской), а потому, что на рубеже XIV - XV веков основоположник ренессансного герметизма, византийский философ Георгий Гемист Плифон, разработал космологическую систему, в которой утверждал, что Гелиос, т.е. Солнце, есть высший из всех небесных богов. А значит, Солнце, а не Земля, должно быть центром. Эту идею потом подхватил флорентиец Фичино, а от него - другие авторы этой эпохи. Не случайно и Коперник в своих работах ссылается на античных пифагорейцев.

Ньютон, один из основоположников современной физики, тоже был магом и алхимиком, и свои научные трактаты воспринимал как прямое продолжение своих алхимических штудий. Самый очевидный пример этого - теория корпускул из "Оптики", согласно которой цвет поверхности определяется размером частиц, из которых состоит вещество. Поскольку Ньютон считал, что свет, который воспринимает наш глаз - это свет, отраженный от поверхности, то, рассуждал он, крупные частицы (атомы) должны отражать больше света, а маленькие - меньше. Так Ньютон, например, объясняет, почему сжигание "делает вещи чёрными": атомы как бы "сгорают" и уменьшаются в размерах, и вместо дров у вас остаются угли. При этом Ньютон, как последовательный алхимик, считал, что любой атом может превратиться в любой другой (другого вещества), например, разделением или соединением атомов, а его теория горения - это, на самом деле, объяснение того, почему алхимическая операция должна начинаться с "обращения в черное" (нигредо): сначала все имеющиеся у алхимика вещества надо сжечь до самых маленьких размеров, а затем слиянием этих мельчайших атомов можно будет получать новые вещества. Ньютоновская теория гравитации, к слову, тоже сугубо магическое представление, согласно которому один предмет может воздействовать на другой на расстоянии без какого-либо посредника. Именно за это ее критиковали современники.

Иными словами, учитывая, что именно магия легла в основу современной науки, магия, конечно, работала, работает, и приносит результаты. Все цели магии были достигнуты или мы движемся к их достижению: в ядерном реакторе возможно алхимическое превращение элементов, фармакология, развив идеи Парацельса, создает лекарства от многих болезней, мы с вами сейчас беседуем на огромном расстоянии посредством электрических сигналов, человек научился летать и т.д. И это не говоря уже про современное искусство, которое очень даже работает и которое насквозь пропитано магией: от картин Кандинского до комиксов Алана Мура - все эти, несомненно, влияющие на нашу жизнь произведения несут в себе магические идеи их создателей. И Кандинский, и Мур непосредственным образом были вовлечены в магичсекие круги, а сам Мур в своих интервью прямо говорит о своих комиксах как форме магии.

Остается открытым вопрос: как же получилось так, что мы сегодня не воспринимаем эти явления как "магические"? Тут ответ лежит в истории XVIII века, когда на историческую сцену выходят позитивисткие/сциентистские идеи французского Просвещения. Смысл их был довольно простой: по существу, группа философов атеистического и материалистического направления попыталась монополизировать науку, утверждая, что научность неразрывно связана с их философскими системами и без них существовать не может в принципе, и клеймя все альтернативные мировоззренческие программы как "суеверия". Эта программа с большим или меньшим успехом существует вплоть до настоящего времени - в СССР, например, она получила очень хорошую поддержку от советского марксизма - но в действительно никогда не являлась и не является единственно возможной научной программой, и уж тем более никогда не была тождественна "научности": наука как минимум пару тысячелетий успешно существовала до её появления, и во множестве форм успешно существовала параллельно ей в XIX и XX веке, например, в формате "романтической науки" XIX века (Гёте и др.). Материалы о религии и РПЦ на TheQuestion Почему патриарх РПЦ живет с шиком и роскошью наркобарона?Нужны ли в российских школах уроки православия с 1 по 11 класс?Есть ли среди священников атеисты?Подписывайтесь на канал TheQuestion в «Яндекс.Дзене»!

С магией при этом произошёл очень интересный поворот: сциентисты XVIII века, присвоив себе всё, что они считали в магии конструктивным (ту же теорию гравитации Ньютона, например, и гелиоцентрическую систему), объявили это "научными" (читай - "свими") открытиями, а все мировоззренческие элементы, которые не соотвествтвовали их представлениям о мире - "магией" и "суеверием". После этого появился знаменитый миф о прогрессивности науки и регрессивности магии, которая стала восприниматься как ошибочная картина мира (у Фрезера), или исключительно психотерапевтическая социальная практика (у Малиновского) и др.

Ирония этой ситуации состоит в том, что, по существу, сциентисты создали собственный вымышленный образ "магии", и его же раскритиковали. Различные "борцы со лженаукой и суевериями" делают это до сих пор. Ирония же здесь состоит в том, что на протяжении всего XIX и ХХ века любой мало-мальски значительный трактат о магии (например, работы Леви в XIX веке и работы Регарди в ХХ веке) начинался с того, что автор прямым текстом писал, что магия - это не то, что под ней понимают ее современные критики, а нечто совсем другое. Но "борцы со лженаукой" первоисточники не читают (ибо зачем их читать - они же пустое суеверие), поэтому эти аргументы, конечно, проходят мимо них.

Теперь, после этого длинного, но необходимого, предисловия, можно дать ответ на исходный вопрос: действительно ли существовали ведьмы и волшебники, которые владели магией. Конечно, существовали, и существуют, и конечно же магия работает. Вопрос только в том, чтобы понять, что значит "магия работает" с точки зрения мага.

Грубо говоря, в магии можно выделить три составляющих: (1) материальная, (2) психологическая, (3) духовная. Поскольку магическое мировоззрение тяготеет к холизму, т.е. целостному восприятию мира, то магическая практика, в идеале, должна затрагивать все эти три уровня. 

Что это означает в действительности? Что деревенский знахарь или шаман, если он лечит болезнь, то его магия состоит из: (1) лекарственных растений, отваров, мазей, курений, (2) некоторого количества психологической помощи больному, (3) того, что сам маг и больной воспринимают как общение с духами, путешествие шамана в мир духов и т.д. Работает ли магия в смысле излечения от болезни? Конечно, работает.

А вот как это интерпретировать - вопрос особый. Материалист скажет примерно так: знахарь использует совокупность народных научных знаний и суеверий. (1) и (2) - это такая народная наука, и вот она реально работает, а (3) это просто наслоившиеся суеверия. Эзотерик скажет, что магическая операция обладает всеобъемлющим эффектом, поскольку она исцеляет не только тело человека, то и его душу, проникая в самые глубокие измерения его личности, и что без этого последнего шага (3) реальная причина болезни не была бы устранена, и исправлены были бы только симптомы.

Что мы можем сказать с научной точки зрения? Мы можем сказать, что в магических практиках "работают" уровни (1) и (2) безусловно. Собственно, эти уровни и есть та часть магии, которая к настоящему времени оформилась как "наука" - сперва, в конце XVIII века, уровень (1), а позднее, в конце XIX века, уровень (2) - с появлением психологии как науки, что отсчитывается обычно со времени создания лаборатории В. Вундта. А вот про уровень (3) мы ничего не можем сказать с научной точки зрения. Потому что это вопрос веры, мировоззрения и связанных с ними оценок. Повторюсь, для мага магия - это путь к духовному прогрессу, для многих ортодоксальных христиан, например, это вполне действующая, но вредная сила, для материалиста там просто ничего нет. Это вопрос интерпретаций.

К сожалению, формат данного сайта не позволяет дать более развернутый ответ, поэтому мне остаётся только интересующихся отослать к моим статьям за более подробным разъяснением моей позиции: про магию и науку, про психологическое измерение магии.

К сожалению, не существовали. Но для меня, тысячи лет назад, было бы великим комплиментом удосужиться такого статуса как "колдун" или "волшебник", хотя это повлекло бы за собой радикальные меры по расправе со мной, так как для людей то, что они не могли объяснить, было злом, и кроме как сжечь человека они не находили решения. А в наше время люди платят деньги за то, что кто-то помогает, якобы, поговорить с умершим родственником и тому подобное. Я это крайне не одобряю, пользоваться горем людей с целью заработать - низко. Джеймс Рэнди готов заплатить $1млн тому, кто докажет свои паранормальные способности, но пока таких не нашлось.

Магия, как ни странно, - это не метание файерболов и превращение в лягушек, и даже не зачарование меча на +15 огненного урона, а форма взаимодействия с окружающей действительностью. Человек, обладающий магическим мышлением, верит, что воссоздать определенных условий способно спровоцировать кратофанию. Потому раз за разом повторяет ритуалы, чтобы привести мир в то состояние, в котором эта самая кратофания произошла.

Простейшим примером магического мышления служат суеверия и бытовые ритуалы: кратофанией является то или иное событие, вызываемое предшествующими, но не связанными деяниями. Например, спортсмен Иван выиграл два спарринга подряд, будучи в красных трусах, потому он каждый раз перед выступлением надевает под трико красные трусы, выполняя таким образом простейший магический ритуал.

Для человека древности, который не имел научных инструментов для познания окружающего мира, кратофаниями, теофаниями и прочими иерофаниями было практически всё вокруг. Сверхъестественное было в лесах, камнях, водах, смерти, рождении, оружии, доспехах, орудиях труда, менструальной крови, женском молоке, сперме, работе палачей, кузнецов, ткачей и так далее вплоть до того, что сам окружающий мир становился одной большой иерофанией. В таких условиях совершенно естественно появление магов, шаманов, заклинателей и прочих ведьм, которые способствуют возникновению иерофаний, выполняя ритуал.

Показать ещё 2 ответа
Ответить