Почему человек высокоинтеллектуальный не всегда высоконравственный?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Потому что это совершенно разные параметры. Они частично связаны. Чтобы творить добро, нужны ум, здравый смысл и некоторый опыт, иначе будет много такого причинения добра, что никакой враг хуже не сделает. Но для этого не нужно быть чертовски умным. Достаточно поставить себе правильные задачи. Все те же вещи, которые влияют на нравственность у человека не очень умного, точно так же влияют и на гения. Тут вступает немного другой эффект. Люди, которые попали в историю, и про которых учат в школе, например, за счёт писательского таланта, или как великие физики, математики, изобретатели, топ-менеджеры технологических компаний, моралисты — это такие специальные люди, которых очень сильно идеализируют в жизнеописаниях или учебниках. И получается большой контраст между средним собирательным образом абстрактно-великого человека или образом конкретной личности — и некоторыми особенностями его реальной жизни. Дальше я продолжу одновременно про интеллектуалов и известных, потому что причины схожие. Журналюги пытаются выловить жареные факты, мемуары идеализируют. Из этого возникает ощущение, что данная личность поклялась вести жизнь святого аскета, добряка, мецената и котички, а на деле ширяется, бухает и косячит — вероломно нарушает клятву. Ну и конечно же журналюга не будет 20 лет писать статьи на тему Дэниэл Редклиф сходил в магазин, перевёл щенка через дорогу, поддержал своего давнего школьного приятеля — это всё рутина, неинтересно, но вот если Дэниэл Редклиф выбежит в шлёпанцах с зайчиками и с выпученными глазами — это будет новость №1 во всех изданиях. Ещё два фактора играют большую роль. Считается, что жениться на великой женщине или выйти замуж за великого мужчину — это потрясающее везение. И когда выясняется, что оно ведёт себя как скотина — это удар, как будто Вы узнали, что муж Вашей троюродной сестры ей изменяет. И ещё, в случае с писателями и актёрами, бывает громадный контраст с их сценическими образами или внутренними установками голоса автора в книгах. А в случае с интеллектуалами, занимающимися наукой, у публики есть ощущение, что данный учёный слишком занят фундаментальными исследованиями, чтобы грешить, пить или хотя бы есть.

Всяк Сверчокотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-1
Прокомментировать

За все, как ни странно, приходится платить, и зачастую выскоинтеллектуальные люди (или для некоторых  - гении) не исключение. Когда человек вкладывается во что либо всей душой страдают другие "фронты" личности, нельзя быть везде молодцом. Ресурсы времени и сил ограничены, и каждые тратят их на свое усмотрение.

Еще смотря как воспринимать высоконравственность как термин, как обычное воспитание или шаблонизированное понимание морали. Но это уже другой вопрос.

2
0
Прокомментировать

Потому что интеллект бывает разный. Для того, чтобы человек получился цельным куском чего-то умного и нравственного, в нем должны быть сбалансированы сразу многие аспекты. Чаще всего интеллект многих даже очень умных людей, пасует перед такими вещами как жажда власти или жажда наживы. Чтобы ум был приведен в всоконравственное состояние, мало родиться гением, человеку требуется пройти очень долгую отшлейфовку, где придется учится развивать нейтральное отношение к многим вещам, которые вызывают отвращение или негативную реакцию, научиться воспринимать все достаточно безоценочно, обзавестись океаном терпения, а в вопросе познания окружающего нужно избавиться от дуальности ума, и я уж молчу как сложно вкачивается непосредственно навык концентрации и внимательности, которые являются основами ума, вместе с памятью, третьей составляющей. Конечно для развития нравственности необходимо иметь правильные воззрения на все окружащие нас вещи, и интеллект тут главный помощник, но часто самостоятельно найти эти необходимые правильные воззрения, человек не может, так он находится в замкнутой системе. Пока он не опытен, он напрвляет свой взгляд не туда, и ценности его далеки от тех, которые приведут его к развитию нравственности. Его собственная безнравственность мешает выйти из этого порочного круга. Так и работает омрачение сознания, лишая человека даже права на правильный выбор. Еще стоит сказать, что как бы не были хороши правильно сформированные воззрения, все же сама нравственность зависит больше от чувств. Любовь, например, как чувство интеллекта вообще не требует, и даже не исключено, что его отключает в тот момент, когда включается сама. Или когда кому-то срочно нужна помощь, нет времени думать, требуется действовать чисто инстинктивно. Такая добродетель как отвага тоже, в принципе, не сильно зависит от интеллекта. Может быть очень много трусов с выдающимся умом. Так что вопрос, который вы затронули, действительно сложен и на него нет простого ответа.

0
0
Прокомментировать
Ответить