Леонид Сущев
ноябрь 2015.
89834

Действительно ли при взрывной разгерметизации салона на высоте 10 000 метров пассажир умирает, не успев испугаться и почувствовать боль?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Нет. Очень далеко от правды. Было бы правдой никто бы кислородными масками не оборудовал бы салон. Мало того , если учесть что разница в давлении при разгерметизации намного меньше одной атмосферы, разгерметизация совсем взрывной не будет. От чего вообще умирать ? Недостаток кислорода ? Да, смертельно, но есть время и маски. Низкое давление - да , опасно , но до точки кипения воды при температуре тела не дойдет, есть время чтобы выжить. Низкая температура ? Тоже убивает не сразу. Большую опасность представляют потоки набегающего воздуха - при скорости за 800 км/час близко от места разгерметизации могут выбросить либо наоборот отбросить с очень большой силой. Либо в человека может что-то "прилететь". И внутри будет гулять неприятный морозный ветер. Так что быстро никак не будет.

14
-3

Ну речь именно о взрывной разгерметизации, а не о медленной. А на высоте в 10к метров разница в давлении выше одной атмосферы. Разве нет?

-5
Ответить

@Леонид Сущев, уж лучше бы сразу весь самолёт и вдребезги за секунду примерно. При такой ситуации всем только лучше будет, это тот самый случай, когда чем быстрей, тем и лучше.

0
Ответить

нет , на много меньше. 1 атмосфера была бы на космическом аппарате ,в космосе. Внутри самолета - одна атмосфера, практически ровно. Снаружи, если в космосе и вакуум - то ноль , но на 10 км давление хоть и низкое , но не вакуум. Разница между 1 и 0 --- одна атмосфера , но поскольку на высоте не вакуум , то разница значительно меньше. Потому и от разницы давлений не возникнет ощутимого удара.

+6
Ответить

Грубо говоря, чтобы получить реально взрывную разгерметизацию , нужно предварительно несколько атмосфер накачать внутрь самолета. Если учесть что и людям и конструкции от этого станет не очень хорошо, то и делать этого никто не станет. А при атмосферном давлении внутри (а снаружи не может быть отрицательного давления - у нас газ а не жидкость) опасность представляют только последствия разгерметизации , а не сам момент.

+1
Ответить
Ещё 28 комментариев

Если верить вот этому калькулятору planetcalc.ru то атмосферное давление на высоте 10000 метров при температуре воздуха -50 по Цельсию составляет 164 мм.рт.ст. А ведь в салоне самолёта специально нагнетают давление, чтобы оно соответствовало земному. Так что выходит, что разница давления внутри салона и снаружи больше чем в 4 раза..

0
Ответить

неважно во сколько раз. Между одной сотой атмосферы и одной десятой атмосферы разница в десять раз. А толку - не очень.

нагнетают давления до атмосферного, а эти 164 мм рт.ст . это, грубо, четверть атмосферы. Итого разница - в три четверти атмосферы. Слабовато для удара. В космосе за бортом практически ноль мм.рт.ст. А внутри все то же атмосферное давление нагнетается. Во сколько раз больше давление внутри и снаружи ? Но тем не менее важна только разница , потому что сила - это разница давлений помноженная на площадь.

+1
Ответить

Тогда что значит "взрывная разгерметизация"? Если такая разгерметизация разорвала самолёт в клочья на высоте 10к метров, но ничего не сделала с человеком? Как так?

-2
Ответить

Взрывная разгерметизация - это когда мы в баллон нагнетаем давление (воздух) пока он не взорвется. Это когда камера на грузовике взрывается оглушая всех вокруг. Применительно к самолету обычно такое словосочетание употребляют безграмотные журналисты. Если самолет разгерметизирован, то это может разрушить его конструкцию, но не в следствие взрыва, а в следствие что нарушается режим обтекания потоками воздуха. А при скорости в 800 км/час силы сопротивления воздуха очень велики, эти силы (от скоростного напора) в месте , где образовалась "дырка" будут разрушать конструкционные элементы, которые уже утратили целостность, делая "дырку" больше, а если самолет начал падать и увеличивать скорость , то эти аэродинамические силы тоже будут возрастать , и напряжение в материале может превышать предельно допустимое, отчего самолет будет стремительно разрушатся.

Но , к слову , такое происходит не всегда. Известны случаи, когда самолеты лишались солидных кусков обшивки, раз даже стюардессу (кажется) при этом выкинуло наружу потоком воздуха, но при этом самолет сохранил управляемость и пилот смог сбросить скорость и высоту (уменьшив нагрузки на конструкцию), пассажиры воспользовались кислородными масками и остались живы. Все зависит от того , насколько критически важный элемент конструкции "подведет" и смогут ли оставшиеся выдержать возросшую нагрузку.

+3
Ответить

Теперь вроде бы понятно. Спасибо )

0
Ответить

разряжение пылесоса тоже меньше атмосферы. Можете ради эксперимента поднести трубу работающего пылесоса к глазу.

Ну или проверьте как будет вытекать кровь из малейшей ранки.

Про барабанные перепонки надо говорить?

0.2 атм это условно -0.8кгс/см2. На каждый сантиметр площади тела будет действовать усилие 0.8кг. Если предположить что площадь человека (170*50)*2=17000см можете прикинуть какие усилия будут на него действовать.

-2
Ответить

Ксения, это много или мало? А то я в цифрах не очень понимаю, а вот например, если вы в красках напишете, типа "лёгкие лопнут, кровь вскипит", тогда понятней будет. А то 800 грамм на сантиметр моего тела мне не очень понятно, больно это или нет :(

0
Ответить

Кроме того , откуда оно будет действовать ? правильно было бы сказать , что это давление (вернее разница) НЕ будет действовать со стороны атмосферы , при том что наш организм рассчитан на то, чтоб это давление было. Но кратковременно это можно пережить, в истории космических полетов во время внештатных ситуаций порой космонавтам приходилось и более жесткие вещи переживать, и переживали. На Эверест люди поднимаются , хотя да , это не 10 км а 8 , и там люди тренированные , но время воздействия велико. Да и за 20 век достаточно набралось историй с разгерметизациями салонов на высоте, и большая часть из них заканчивалась хеппи-эндом. Да , такое низкое давление смертельно при продолжительном воздействии , но не известно от чего быстрее погибнешь: от мороза -50 или от такого давления. (при условии что есть кислородная маска)

+1
Ответить

Леонид. Если вы хотите понять, больно ли это, возьмите пылесос и поэксперементируйте. Глаз, легкие, ухо, другие чувствительные части тела. Останетесь целы - расскажете, больно ли это.

-3
Ответить

Про пылесос - глупости.

У людей живущих у берега моря давление в пылесосе выше , чем у людей живущих на Кавказе (даже не на вершинах гор). и почему-то не смотря на то что если они решат поиграть с пылесосом , нанесут себе травму , то на Кавказе им ничего не будет , если решат проехаться.

Если вы сможете сдавливать желатиновую массу равномерно со всех сторон, она не очень то и изменит форму. А если оставить на ее поверхности промежуток , не сдавливать его , продолжая сдавливать со всех сторон , то она сразу же "развалится". Так что пылесос не при чем , даже больше скажу ,

+1
Ответить

Артем, вопрос именно в быстрой смене давления. Когда процесс идет плавно, давление внутри и снаружи (например глазной впадины) успевает плавно выровняться. А при той самой взрывной декомпрессии человека просто убьет и все. Поинтересуйтесь как выглядит и из чего состоит высотный костюм у летчиков истребителей.

-1
Ответить

Про летчиков в курсе, но все же это не очень хороший пример. Потому что костюм летчика - истребителя должен уменьшать негативное воздействие перегрузок при маневрах. И уже второстепенно - помочь пережить катапультирование. Не раз самолеты теряли куски обшивки на высоте около 10км так , что от вашей "взрывной декомпрессии" вообще никто не погиб. И дело не в быстрой смене давления - если ваш пылесос подносить очень-очень медленно результат тоже будет плачевным. Проблема не в скорости а в том , что на остальную поверхность давит вся атмосфера, кроме того участка. Не забываем что внутри организма не воздух(кроме органов дыхания) который при смене давления в 4 раза увеличит свой объем в 4 раза,а жидкость, которая при смене давления практически не изменит свой объем.

+1
Ответить

Единственное , когда скорость изменения давления может сыграть роль , когда это изменение давления происходит быстрее , чем воздух способен выходить из легких. Тогда можно получить баротравму легких , но это тоже не смертельно.

+1
Ответить

Я короче совсем запутался. Я почитал интервью с каким-то судмедэкспертом на каком-то сомнительном ресурсе (ссылка: pravda.ru ) так там ужасные вещи пишут про то, что случается с людьми при "взрывной разгерметизации". Я думаю подожду ответов от ещё каких-нибудь экспертов. А то пока неясно совсем.

0
Ответить

То есть, не то чтобы я сомневался в вашей квалификации, Артём (спасибо за ответ и всё такое!), просто тут разногласия налицо. Нужно альтернативное мнение :)

0
Ответить

Кстате , там же пишется "воздух за считанные секунды выходит из салона" , так вот считанных секунд недостаточно даже для баротравмы легких, для нее нужно быстрее секунды. Далее там описываются симптомы кессонной болезни. Но и, во первых, она тоже не убивает всех и сразу, во вторых, ее тяжесть зависит не от того ,во сколько раз изменилось давление , а от того , на сколько , единиц - потому что растворимость азота в крови зависит от точного давления , и количество выделившегося зависит от разницы давления. И описано все так, словно при резком всплытии с почти стометровой глубины. На деле , эти пузырьки быстро рассасываются, если изменение давление прекратилось. Ну и клетки без кислорода не так то и очень быстро гибнут - несколько минут есть у них , за них и рассосутся пузырьки. Чтоб воздух в легких повредил легкие нужна скорость изменения давления меньше секунды. В общем , да ,приятного мало ,все болит (но никак не мгновенная смерть) , но в случаях , когда самолет оставался управляем обычно пассажирам таки удавалось воспользоваться масками.

И пример с газировкой не корректный, в крови пузырьки образовывает азот а не углекислый газ, и его концентрация отличается от той , что в газировке.

+1
Ответить

В общем, так или иначе, если самолёт разрушился в воздухе, то у пассажиров достаточно времени осознать, что случилось, и испытать все сопутствующие страхи и страдания? :(

+1
Ответить

Да, мгновенно они точно не умрут. Но причиной смерти станет удушье, недостаток кислорода. В той же статье этим объясняется цвет найденных сразу тел.

0
Ответить

Во-первых, атмосфера – это довольно много. Наглядно это можно представить как давление в 10 тонн на квадратный метр. Давление на высоте 10000 м – около трети атмосферы. Как бы и так разница довольно большая.

Но на самом деле, тут важней закон Бернулли. Чем выше скорость потока газа – тем ниже его давление. То есть, чем выше скорость самолета – тем больше разница в давлении внутри и за ботом. Я не возьмусь сейчас рассчитать точные цифры (формулы легко найти в той же Википедии), – но, по-видимому, этой разницы вполне достаточно для именно взрывной разгерметитизации.

-1
Ответить

Вот бы кто-нибудь всё-таки смог рассчитать и ответить...

0
Ответить

Ну, грубо можно прикинуть, что на каждый метр обшивки действует сила в 6-8 тонн. При нарушении корпуса, в дыру устремляется мощный поток воздуха из салона. пока давление не уравновесится. Если при этом разрушается какой-то силовой элемент конструкции (например, шпангоут), то самолет просто мгновенно складывается, как карточный домик. Если конструкция серьезно не пострадала и самолет сохраняет управляемость, то пилоты снижают скорость и высоту (повышая давление в салоне и уменьшая нагрузки на конструкцию) и готовятся к аварийной посадке. Как-то так.

0
Ответить

характер разгерметизации ( медленная , быстрая либо очень быстрая - "взрывная") определяется не разностью давлений. А скоростью изменения давления. Взрывная только в том случае. То , что иногда называют взрывной разгерметизацией будет только в том случае если давление будет изменятся быстрее , чем воздух способен выходить из легких. А для этого нужна реально огромная дыра. И даже в этом случае - это приведет к баротравме легких , но от этого смертность не так уж и высока. Кессонная болезнь от быстрой. И да , 10 тонн на квадратный метр - это только звучит грозно, но из этого не следует, что это много. И самое главное , это не то давление , которое нас резко "придавит" , а то , от которого мы резко избавимся. Что тоже плохо , но не настолько

Касательно того , что за бортом поток воздуха и самолет не статичен . Фишка в том , что именно на закон Бернулли можно полагаться при ламинарном потоке и в случае, если плоскость дырки строго параллельна вектору скорости и имеет идеальные края. В случае реальной дыры в самолете все будет куда сложнее

+1
Ответить

Ну, не думаю, что для сравнения давления внутри и снаружи так уж принципиально наличие/отсутствие завихрений. В любом случае, чем выше скорость - тем больше разница. Разгерметизация сама по себе не является обязательной причиной гибели самолета, но может привести к нарушению конструкции – и тогда все рушится в момент - по принципу домино.

0
Ответить

Что рассчитать ? Можно рассчитать зависимость скорости изменения давления от размера дыры и объема пассажирского салона. А чтобы именно рассчитать все что произойдет с человеком при этом, нужна математическая модель человека , которая не существует в природе.

Потому стоит сопоставить с реальными зафиксироваными медецинскими случаями такого воздействия и получения человеком подобных травм. Исходя из того что подобные травмы люди уже получали и не раз, эти случае зафиксированы в медицине. Последствия болезненны были в любом случае, но смертность именно от баротравмы и кессонной болезни не такая уж и высокая даже в худших случаях. (Но если вовремя надеть кислородную маску, вернуть адекватные условия, оказать медицинскую помощь и т.д.).

+1
Ответить

Я не о влиянии разгерметизации на организм (я тут не особо понимаю). Я о влиянии разгерметизации на самолет. Если самолет разрушается в течение долей секунды, то там, боюсь, масса факторов на организм действует...

0
Ответить

"Ну, не думаю, что для сравнения давления внутри и снаружи так уж принципиально наличие/отсутствие завихрений. "

Дело не в завихрениях , а совсем в другом. В зависимости от угла плоскости отверстия и его краев, наш внешний поток может в некоторой степени нагнетать давление. До атмосферного на той высоте не дотянет , но может оказаться ощутимо больше чем атмосферное давление на той высоте. А может и наоборот.

Грубо говоря ,если вы будете дуть в бутылку (открытую, поперек отверстия), давление внутри нее слегка повысится. Изменяя угол , под которым вы дуете на то отверстие , будет изменятся и давление внутри нее , и когда вы будете дуть уже "вдоль" плоскости отверстия бутылки , давление будет уже уменьшатся. Форма краев отверстия тоже оказывает достаточно ощутимый эффект при таких скоростях.

А про разрушение самолета никто и не спорит и я сам об этом писал в одном из комментариев - вся дискуссия только о том , умрут ли при таком раскладе пассажиры мгновенно и без мучений , либо осознание ими всего ужаса происходящего неизбежно.

+1
Ответить

Артём, так в том-то и дело, что если почитать про травмы у жертв авиакатастроф, при которых происходит разрушение самолёта на высоте, то там как раз описываются характерные повреждения органов, будто лопнули изнутри лёгкие, желудок, кишечник..

-1
Ответить

Если читать о тех случаях , которые закончились катастрофой , то будет все печально. Разрывы в альвеолах будут, от декомпрессии и это плохо, но далеко не всегда смертельно . Кроме того , после пережитого столкновения с землей можно себе представить сколько будет всяких разрывов. Стоит читать про случае , когда самолет разгерметизировался на высоте ( а среди них были случаи когда дыра в обшивке была гигантской ,чуть ли не на треть салона , и случаи когда стюардессу турбулентным потоком воздуха из-за дыры выбросило за борт. Так же стоит почитать про аварийные случаи с барокамерами аквалангистов, при которых тоже случались взрывные декомпрессии с соответствующими если не большими разницами давлений. Были случаи и иного характера, которые приводили к такой взрывной декомпрессии, но которые не сопровождались ударом на сумасшедшей скорости о землю либо на долгое время отсутствием кислорода для дыхания.

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью