Может ли исповедь заменить приём у психолога?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

Нет. Если вы упали с колеса обозрения и с тех пор вам стало страшно подниматься высоко, вы придете к священнику, он скажет - "помолитесь, покайтесь, бог вам поможет". вы уйдете, все останется как прежде. Терапию он с вами проводить не будет, не может и не умеет. Образования психолога большинство священников не имеют, да и критикуют её иногда. Препарат он тоже вам назначить не сможет. Хотя по-человечески вас выслушать - вполне возможно. Но у священника тоже нет времени общаться с каждым прихожанином. Когда вы приходите к психологу, вы можете провести основательную беседу потратив минут 40. В церкви на исповедь большая очередь и каждый рассказывает по бумажке обычно священнику в течении пары минут как он нагрешил за неделю. Сами понимаете - это не будет никакой терапией. Да и если у человека, например, шизофрения, в церкви ему никто не поможет, и молитвами этот недуг не лечится. Он вообще никак не лечится и дорогие медицинские центры голову ломают, чтобы найти способ лечения. Но препараты хоть как-то снижают риск обострения данного заболевания.

4
-2
Прокомментировать

Нет, конечно. Психолог и священник - это разные служения, исповедь это не сеанс психоанализа. Мы исповедуем грехи перед Богом, чтобы обрести Его прощение. Как говорит Писание, "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Иоан.1:9) Мы идем к психологу с другой целью - чтобы решить свои психологические проблемы. Конечно, психологические проблемы могут быть связаны с сознанием вины и греха - и исповедь тут несомненно поможет.  Но помощь психолога лежит в несколько иной сфере.

2
-1
Прокомментировать

Во многих вопросах скорее да. Особенно, если человек имеет религиозное мировоззрение. 

К тому же, сейчас не мало священников обучаются параллельно на психологов и даже различным методам психотерапии

1
-2
Прокомментировать

Однозначно, нет.

Исповедь - это покаяние. Для проведения церковного таинства исповеди вы должны прийти и рассказывать о своих поступках с позиции виновного кающегося грешника, прося таким образом прощения у бога. Священник занимает позицию посредника, он может вам сказать, что что-то не грех, а что-то наоборот ОЧЕНЬ грех, на вас нужно наложить сугубое покаяние (епитимию) и сугубо просить прощение у бога. Вы обязаны рассказывать все под угрозой того, что если осмелитесь что-то утаить, то "сугуб грех имаши" (т. е. бог еще больше разгневается, если ыв осмелитесь что-то скрыть от священника). Многие священники позволяют себе буквально указывать людям, как им жить - например, женщине, которые рассказывает об абортах или просто о нежелании иметь детей, могут сказать, что она обязана теперь рожать сколько сможет чтобы бог ее принял и простил. Человека могут "обязать" ради улучшения его состояния  идти жить в монастырь, обязать сделать крупное пожертвование, служить "во славу божью" (бесплатно работать) на пользу церкви и т. д. Не все священники занимаются раздачей таких указаний, но наиболее авторитетные и заслуженные священники рпц этим занимаются регулярно, и церковь как организация ничего не делает, чтобы эту практику осудить или пресечь. Наконец, священник обязан повлиять на вас так, чтобы вы в дальнейшем стали прихожанином церкви и частью церковной общины, так как на священниках лежит обязанность от церкви увеличивать количество верующих. 

Прием у психолога это общение между равными субъектами относительно вашего психологического состояния. Вы не приходите каяться психологу. Вы рассказываете о себе то, что считаете нужным, вы спокойно отказываетесь говорить на темы, на которые говорить не хотите/вам неудобно. Психолог не имеет права на вас давить, не имеет права указывать, как вам жить и что делать. Вы сами решаете, хотите вы с ним общаться или нет, продолжать терапию или нет.  В общем, поведение психолога должно соответствовать медицинской этике, а сам психолог действует в интересах пациента, он не имеет права судить пациента как плохого либо хорошего. Разумеется, все это относится к добросовестному психологу, но обратите внимание, что в общении со священником в принципе таких критериев нет. 

Строго говоря, исповедь - это насильственная процедура открытия своих мыслей, переживаний и действий чужому человеку, причем  с точки зрения вашей виновности и обязанности просить прощения у какого-то высшего существа  под угрозой вечных адских мук. С точки зрения современной психологии,  да и просто нормального человеческого общения, чувство вины деструктивно, а давить на психику человека неэтично.

Если говорить не об исповеди, а просто о беседе со священником, то опять же стоит иметь ввиду, что с таким же успехом вы можете пообщаться с любым человеком на улице. Священники не имеют психологического образования, не говоря уже о том, что религиозное восприятие человека как существа, который вечно обязан испытывать смирение перед богом и свою греховность в принципе для многих людей сомнительно. 

Почему же при всем описанном существует множество людей, которые утверждают, что исповедь приносит им моральное облегчение и улучшение состояния? 

Когда человек "встраивается" в систему одобрения/не одобрения его мыслей и поступков со стороны других людей (отдаем им право судить себя), то в дальнейшем действия этих людей конечно влияют на его самоощущение и состояние. Так, если человека мучает совесть, он придет на исповедь, исповедуется и ему скажут, что некое высшее существо его простило и теперь все хорошо, человек действительно может начать плакать от радости. Думаю, это сродни приливов эндорфина. Играет также роль конкретного священника - многие из них хорошо умеют давить авторитетом и манипулировать чувством вины, ну и просто вам может попасться подходящий вам по психотипу человек) Играет роль также и то, что когда вы приходите в церковь, вы приходите фактически в некую общину людей, и если вы видите, что все ходят на исповедь и все ее одобряют  и хвалят, вам будет легче и самому принять эту систему и начать ее одобрять, тем более, что разовой исповедью участие священника и церкви ограничиться никак не может и не должно  в силу обязанности священника увеличить в идеале количество прихожан.

1
-2

Какие ужасти вы описали. Исповедь - допрос с пытками 3-й степени. Хичкок нервно курит в сторонке...

Очевидно, ваш опыт общения с церковью оказался крайне печальным. То, что вы описали, имеет все признаки деструктивной тоталитарной секты. Да, к глубокому сожалению, в лоне сегодняшней Русской Православной Церкви существуют такие группировки (назовем их так), которые на самом деле являются такими сектами. С одной из них я лично знакома. Судя по всему, в такую вы и попали, и ваша реакция отторжения вполне понятна. 

Но поверьте - это вовсе не общее правило, и нормальная здоровая исповедь происходит совсем по-другому.

0
Ответить
Прокомментировать

Не всегда. Психотерапевтическую функцию, конечно, отчасти имеет и семья, и общение с другом. Но священник не помогает а решении специыически психологтческих проблем. Его сфера - духовная жизнь человека.

Олег Нагорныйотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-2

Заменить не может, а дополнить и помочь в решении проблемы и улучшении состояния очень даже может. Также есть православные психологи, которые и без исповеди помогут разобраться в ситуации с тех-же позиций, что и священник, и если нужно, посоветуют, как подготовиться к исповеди и к какому священнику лучше обратиться.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью