Сергей Куксинский
ноябрь 2015.
113837

За счёт чего якорь удерживает судно на одном месте, ведь его масса ничтожна в сравнении с массой корабля?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
17
8 ответов
Поделиться

За счет чего якорь удерживает судно на одном месте?

--------------------------------------------------------

За счет т.н. держащей силы якоря и упругости якорного каната (цепи). Это целая наука, которой учат в морских учебных заведениях. Якорей великое множество и важно подобрать оптимальный якорь для конкретного плавсредства. Якоря держат не только суда, но и различные морские сооружения : платформы, плав.маяки, буи, плав.причалы, дебаркадеры, понтоны, волноломы и т.д.

Я занимаюсь строительством яхтенных гаваней (марин) и для меня относительно недавно стал открытием винтовой якорь Митчелла (был такой замечательный британский инженер Александр Митчелл, изобрел он этот якорь в 19 веке, кстати).

Винтовой якорь вкручивается в дно и имеет держащую силу в 10-15 раз больше обычных якорей. При совсем маленьком весе, размерах и цене. Для меня это личная якорная революция :)

374
-65

Ересь какая-то! А где ответ на вопрос

-22
Ответить

Алексей, 

За счет т.н. держащей силы якоря и упругости якорного каната (цепи).
А потом этот человек объясняет, что это целая наука, в одном ответе об этом не расскажешь, раз этому учат в морских школах

+62
Ответить

А как потом выкручивается такое якорь?

+31
Ответить
Ещё 7 комментариев

Если вы спрашиваете о винтовом якоре, то вкручивается и выкручивается он либо вручную водолазами, либо специальным устройством (насадкой). 

Обычный же якорь отрывается от грунта выбираемой якорь-цепью. Цепь выбирается специальным механизмом - электрическим брашпилем или ручным шпилем (редко). Маленькие якоря на лодках и яхтах выбирают вручную.

+41
Ответить

а че за "т.н." такое загадочное?

-21
Ответить

Юлия, "так называемой"

+9
Ответить

А погружение в ил?

0
Ответить

Почитал комментарии и стыдно за большинство из них. Алексей, спасибо за ответ. 

Подскажите, а как якоря поднимались в старые времена, когда не было электродвигателей и водолазов?

+13
Ответить

Роман, обычный якорь просто лежит на дне. "Потянули" за цепь и он поднялся. Вот если якорь зацеплялся за что-то на большой глубине и никакие способы не заставляли его освободиться, якорь срубали и устанавливали новый в ближайшем порту. Но это редкое явление, так как якорь обычно застревает с одной стороны и достаточно поманеврировать против ветра, чтобы освободиться.

+15
Ответить

Это не ответ на вопрос, ниже дали более четкое понимание

0
Ответить
Прокомментировать

Технические объяснения и расчеты прочности, конечно же, для непрофессионала никакой ясности в вопрос не привносят. Попробуем популярным языком.

Представьте себе традиционный якорь, вроде тех, что на кокардах, или который себе татуируют хипстеры. У него есть цевье (вертикальный стержень) и лапы. Понятно, что если его просто бросить на дно, он так и будет лежать и корабль он своим весом удержать не может.

А теперь представьте, что он продолжает лежать на дне, на боку, а корабль в это время начинает двигаться назад (если якорь бросили с носа, то так и делают, кстати). Якорная цепь или канат будет постепенно ложиться все более полого, вплоть до того, что некоторая часть ее просто ляжет на дно. Представьте теперь, что корабль начинает выбирать цепь. Другой ее конец начнет тянуть якорь за горизонтально лежащее цевье и одна из лап якоря (который теперь начинает выглядеть, как плуг) вопьется в грунт. Это-то и требуется. Якорь держит корабль на месте по принципу плуга и современные якоря так и сконструрованы, с плоскими поворотными лемехами, чтобы быстрее и эффективнее зарываться в грунт.

Для снятия с якоря процедура обратная: корабль включает двигатели или поднимает паруса, подходит ближе к точке крепления якоря, выбирая цепь, якорь становится в более вертикальное положение и его лапы освобождаются из грунта.

274
-3

Третий ответ все прояснил, спасибо)

+16
Ответить

А бывают случаи когда якорь на дне наглухо застрял и его не могут стандартными действиями достать?

+15
Ответить

Грунт, как правило, не может так удержать, бывает — кабель, например, или затонувший галеон с пиратским золотом. Тогда обрубают канат или выпускают цепь. Но сперва начинають ходить туда-сюда, стараются расшатать и вытащить.

+31
Ответить
Ещё 5 комментариев

А реально что либо интересное вытащить?

+5
Ответить

Да. Русалку, например.

+31
Ответить

Вот откуда у морячков татухи с якорем и русалкой))

+12
Ответить

Виктор, вы молодец! Просто, понятно, и, главное, по сути!

+19
Ответить

Якоря татуируют хипстеры?

0
Ответить
Прокомментировать

Вообще существует довольно много типов якорей.

Якорь помогает от сдувания ветром и слабого течения, тут не нужно столько усилий, сколько вам может показаться.

К тому же якорь довольно хорошо зарывается в грунт. Это, кстати, является одной из его важнейших характеристик.

Плюс ко всему сама цепь, которая лежит на дне значительно помогает якорю удержаться на месте.

На каменистом же дне якорь стараются вовсе не использовать. Ему там попросту некуда зарываться и он вряд-ли удержит корабль на месте.

По Правилам Регистра РФ

становые якоря для судов подбирают

по характеристике снабжения:

Nc = Δ2/3 + 2Bh+ 0,1A

где Δ —массовое (объемное) водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию,

В —ширина судна,

h — высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы самой высокой рубки,

А — площадь парусности на длине судна L, считая от летней грузовой линии, учитывается площадь парусности только

корпуса, надстроек и рубок шириной более чем 0,25 В.

Более подробно можно ознакомиться со всеми тонкостями здесь : seacrew.ru

49
-8

А какой длины цепи для якорей, в океане же дно довольно глубоко находится?

+3
Ответить

Yana, длинна цепи может быть совершенно разной.

http://s018.radikal.ru/i524/1511/af/975083e113d0.png

0
Ответить

Ну, сотня другая метров это немного, то ли дело когда речь идет о километрах, или там просто нету смысла останавливаться, либо же нетрудно в случае необходимости найти "островок" где можно пришвартоваться?

+4
Ответить
Прокомментировать

Тут много отвечали про якоря - я попробую про корабль ответить.

Представьте, что есть два человека. Один держится за камень на берегу, а второй держится за воду (т.е. он плавает) - и оба связаны друг с другом канатом. Кому будет держаться легче? Если один потянет другого - кто кого вытянет?

Чтобы понять, как удерживает якорь корабль, надо представить, а за что в каком-то смысле "держится" корабль - за воду. Силы, оказывающие влияние на движение корабля из-за того, что корабль находится на поверхности воды, эти силы во много раз меньше сил, удерживающих якорь на твердой поверхности (на дне).

Например, чтобы гипотетически удержать корабль в невесомости, нужен будет еще меньший якорь, чем если бы тот же самый корабль надо было удержать на поверхности воды.

Разумеется, если в мои рассуждения включатся дополнительные силы - двигатель, ветер, течение - все может измениться. Но в стандартной ситуации тот, кто держится за твердую поверхность (якорь), он конечно же сможет удержать много большее относительно своей массы (корабль).

Oleg Kozyrevотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
36
-2
Прокомментировать

На самом деле ответ довольно простой: сила трения якоря о дно больше, чем силы, смещающие корабль. Такие силы возникают от ветровой нагрузки на корпус корабля и/или из-за волнения моря, а также, если есть, течения в данном месте.  Вот в этом и суть, ничего мудрого тут нет. Собственно якорь "воюет" не с массой корабля, а с теми силами, которые пытаются его сдвинуть с места. Тут скорее важны размеры судна, чем масса, так как с увеличением размеров силы, смещающие его, будут больше. Исходя из этого  рассчитываются якорь и трос (цепь, канат), его удерживающий. Естественно, чем массивнее якорь, тем больше судно он может удержать, важна и его форма. Но сила трения зависит также от грунта, за который цепляется якорь. Например, в ряде бухт, где грунт каменистый, яхты удерживают не обычным  якорем, а цепляются за канаты, привязанные к стационарным якорям, заранее загнанным в камень (чтоб канат не тонул и было видно, где он, к нему привязывают плавающую ёмкость). Кстати, на Неве в Питере также цепляют даже крупные суда, когда они заходят на день ВМФ. 
  При небольших скоростях вода не оказывает большого сопротивления корпусу корабля, поэтому он довольно легко смешается, но и удержать его не проблема. Мой брат, служивший во флоте, рассказывал, что при покраске корабля - боевого крейсера они его ногами от причала отталкивали, чтобы прокрасить некоторые места (немного, конечно). Однако, на течения и при сильных ветрах силы увеличиваются, а при очень сильных ветрах якорь может даже не удержать судно. В некоторых таких случаях положено сниматься с якоря и даже иногда выводить корабль из бухты, если волнение в ней слишком большое.

14
-2
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью