Почему в 90-ых на постсоветском пространстве резко ухудшились дизайн и архитектура? Куда делись все те советские специалисты, умеющие делать грамотно и красиво?

3720
3
0
2 ноября
11:46
ноябрь
2015

Я не готов отвечать на этот вопрос, поскольку не согласен с его постановкой. Брежневский и позднесовесткий дизайн (вспомните определение "плохая вещь" в воспоминаниях Кабакова) были чудовищны, архитектура за немногими исключениями еще хуже. Идея опускать 90-е годы по принципу "посмотрите как все хорошо было в СССР и до чего довели страну" кажется мне конъюнктурной фальсификацией. Увы и ах.

59
0
ноябрь
2015

На самом деле тут сложилось несколько негативных факторов. Первый - хрущевское постановление о борьбе с излишествами. Ряд архитекторов, наследовавших классическую дореволюционную традицию после него ушло из профессии. "Мэтрами" стали уже их ученики, работавшие в интернациональном стиле. К концу 1980-х это были уже модернисты, воспитанные модернистами хрущевской поры, произошел разрыв архитектурной традиции "сверху". В итоге вкупе с плановой экономикой и массовым неконкурентным домостроением это привело к деградации архитектурного сообщества. Одновременно ухудшалось и качество архитектурного образования, в отрыве от мировой повестки дня оно сильно отстало в развитии (этот разрыв не закрыт до сих пор).

Второй фактор появился уже на рубеже 1980-1990-х. Единый заказчик в лице государства исчез, теперь заказчиков были уже сотни. Одновременно стало очевидно отсутствие системы контроля архитектурного качества, она была не нужна, когда все проекты проходили через одни госструктуры, теперь же кто-то должен был обуздывать фантазии мастера и заказчика. Само архитектурное сообщество оказалось на это не способно. В общем, свинью пустили в огород, вырождающуюся архитектурную школу финансами поддержал частный капитал. Капитал зачастую необразованный и некультурный, желающий лишь коммерческой выгоды и воплощения своих часто далеких от реальности представлений о прекрасном.

49
0
ноябрь
2015

"Массовый дизайн" в 90-х – это как раз показатель уровня графического дизайна в СССР, просто в 90-х это стало видно.

В позднем Советском Союзе, несомненно, были какие-то достойные проекты (главный и самый известный пример - визуальное оформление Олимпиады-80), были отдельные имена (например, Чайка, Добровинский, Цеслер и Войченко и т.п.), в конце 80-х волшебным образом возник невероятно прекрасный журнал "Реклама" art1.ru (который, не смотря на название, посвящен был в основном графическому дизайну), - но этого всего было крайне мало и все это по большому счету, не было востребовано.

Ну а на рубеже 80-х и 90-х неожиданно оказалось, что дизайн всем очень нужен, а затем сразу появились персональные компьютеры с графическими программами - и началось массовое воспроизводство советских представлений о прекрасном.

5
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта