Кто такие духовные христиане, скопцы,молокане и хлысты? И похожи ли они на протестантов?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

   Исторический обзор показывает, что духовное падение католицизма стало причиной реформации — зарождения протестантизма. В свою очередь Ортодоксия и формализм православия стали основными причинами поиска и возникновения альтернативных движений, которые в следствии своей неопытности и первопроходства имели разного рода крены, но в последствии стали появляться все более и более уравновешенные и здравые евангельские течения в России.


появление религиозных разномыслии среди русского народа — результат внутренней неудовлетворенности человека предписаниями официальной ортодоксальной церкви, а также формализмом, лишенным содержания обрядовым культом, царившим в литургии. Появление таких лжедуховных мистических течений, как хлыстовство, скопчество, прыгуны, духоборы, и других свидетельствует о том, что люди искали удовлетворения своих духовных потребностей не только в области рационального, но и в духовных проявлениях, выражавшихся, к сожалению, в силу незнания ни «Писаний, ни силы Божией» в искаженной форме. Рассмотрим наиболее характерные движения и течения на Руси, ставившие своей целью достижение особой святости и духовности, но подпавшие под духовное обольщение.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Это общее наименование религиозных течений не признавших церковных реформ патриарха Никона (1605-1681). Для старообрядческих толков характерно искание духовных идеалов в прошлом России — в периоде до раскола — и учение о близком конце света.

Филипповский толк—течение в так называемой беспоповщине, основанное иноком Филиппом. Характеризовалось крайним фанатизмом, что, в борьбе с государственной властью, привело к практике самосожжения. Последователи этого толка выступали против брака, не пользовались деньгами, так как на них, по их толкованию, стоит «печать Антихриста».

Страннический толк — бегунский толк с элементами фанатизма, основанный беглым солдатом. По учению этого толка, истинными христианами являются только те, кто странствует. Странствующие верующие избегали связи с обществом, уходили в пустынные местности или прятались в темных убежищах. Каждый желающий стать на путь странничества принимал новое крещение, получая при этом новое имя.

^ Спасовский толк (нетовщта) — течение зародилось в глухих Керженских лесах, как результат самоизоляции. По вероучению спасовцев, только Христос (Спас) знает, что нужно для спасения. Со временем толк распался на согласия:

— бабушкино (младенцев крестили только повивальные бабки);

— дырники (молились, обратясь в сторону небольшого отверстия в восточной стене избы, отрицали все обряды);

— рябиновщина (признавали только рябиновые кресты);

— самокрещенцы (крестили сами себя) и другие.

ХЛЫСТЫ («христоверы», «люди Божьи»). Течение хлыстов возникло в середине XVII века среди духовных староверов России. Его последователи искали спасение и духовность в аскетизме и особого рода мистицизме, выражавшемся в так называемых молитвенных радениях и «хождении в духе» (коллективные пляски). Свои общины хлысты называли кораблями, которые управлялись кормчими — «христами». Приверженцы этого течения называли себя людьми Божьими, однако, в народе им дали более точное определение — хлысты, ввиду того, что при радениях, которые всегда начинались песнями и плясками, некоторые из них истязали свое тело жгутами и прутьями [История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989, с.27-28].

Библию хлысты толковали иносказательно. В жизни руководствовались так называемой «Животной книгой» и двенадцатью заповедями, составленными основателем их течения. У хлыстов были свои «народные пророки» («духовные сосуды»), которые считали, что в них вселяется Дух Божий и устраняет их личность, т.е. пророк делается «подлинным Христом» и приобретает способность Христа творить чудеса. Экстаз, в который хлысты входили при радениях, считался наитием Духа Божия, хотя некоторые из них, при этом, без смущения и стыда «общались» со своими так называемыми «духовными женами». В оправдание своего греховного поведения хлысты говорили, что в «этих случаях» проявляется не плоть, а дух и особая духовная любовь.

ПРЫГУНЫ (скакуны, ползуны, нагиши). Возникли в первой половине XIX века. Особый акцент последователи этого течения делали на пророчества о скором приближении тысячелетнего царства Христа на земле для спасенных. В своих служениях практиковали так называемые «духовные бани», представляющие собой активные скакания, иногда в обнаженном виде (ссылаясь на Адама и Еву), и бурную жестикуляцию. Ошибочно считали эти действия проявлением особой «благодати Святого Духа».

ДУХОБОРЫ (духоборцы). Движение духоборов возникло в середине XVIII века на юге Украины. «Последователи нового учения говорили о себе, что они являются борцами, выступающими с силой Святого Духа против врагов спасения, и в делах веры признают только духовные средства и отвергают все видимое внешнее» [История евангельских христиан-баптистов в СССР. — М.:ВСЕХБ, 1989, с.28]. Несмотря на свою искренность в духовном искании, в духовной брани духоборы дошли до пределов заблуждения, слишком иносказательно и аллегорически объясняя многие библейские истины, заменяя и толкуя видимые формы богопочитания духовными. Так, причастие и крещение — основные таинства христианства — согласно пониманию духоборцев, совершались без внешних признаков, посредством веры и мысли, то есть «духовно». Духоборы отрицали рай и ад.

^ СТАРЫЕ ПИЕТИСТЫ. Отличительной чертой данного течения являлось стремление изолировать себя от греховного мирского влияния и утопическое желание устроить общество, в котором «не существовало бы условий греховной жизни». Основой их духовной жизни была, в первую очередь, вера в пророчества, а не в Слово Божие.

МОЛОКАНЕ. Это производное течение от духоборцев. В пост они пили молоко (отсюда и название — молокане). Свое учение называли «духовным молоком» (вторая версия их названия). Вопреки Евангелию, молокане учили, что водного крещения принимать не следует, не нужны, по мнению молокан, и видимые знаки причащения. Особенностью молокан являлось также признание старцев как главных руководителей в вере.

СКОПЦЫ. Отделились от хлыстов во второй половине XVIII века. Отличались крайним аскетизмом, вплоть до оскопления (называя этот акт «огненным крещением»), после которого человек получал «ангелоподобный вид». Считали себя небесным воинством, о котором написано в книге Откровение. Имели свои особые святые места, впадали в суеверия, поклоняясь своим пророкам («хри-стам») и пророчицам («богородицам»). Учили, что, когда их число достигнет 144 тысяч, произойдет Страшный суд и скопцы воцарятся на земле.

МАЛЕВАНЦЫ. Движение малеванцев возникло в конце 1880-х гг. в бьшшей Киевской губернии баптистом Малеванным. Он критиковал оцерковление баптизма и объявил себя посланцем Бога, царем над царями и «Христом» («воплощением правды»), пришедшим на землю, где царит зло, чтобы установить свое тысячелетнее царство. Вероучение малеванцев представляло собой смесь баптизма, штундизма и хлыстовства с элементами прыгания и скакания на собраниях.

^ «НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ» (лубков-цы). Течение основано в конце XIX века и названо по имени одного из лидеров — В.С.Лубкова. Для духовного совершенствования практиковали так называемые «содействия» — театральные инсценировки с пением «сионских псалмов». Отвергали авторитет Библии, толкуя Писание с позиций «Духовного разума». Называли себя «Новым союзом духовного Израиля».

ТОЛСТОВСТВО. Толстовство — это религиозно-утопическое движение в России конца XIX — начала XX века, ставившее задачей, на основе учения Л.Н.Толстого преобразовать общественные отношения посредством морально-религиозного самосовершенствования людей. Последователи движения проповедовали непротивление злу насилием, всепрощение и всеобщую любовь, отстаивали идеи аскетизма, призывали к мистическому созерцанию Бога и принятию судьбы как его дара.

ФЕДОРОВЦЫ. Течение, возникшее в начале 1920-х годов в Воронежской области на основе учения монахов Ново-Доннско-го монастыря во главе со священником Вениамином. Руководителем движения стал монах Федор Рыбалко. В 1923 г. он объявил себя святым и стал пророчествовать о конце света. Федоровцы носили белую одежду с нашитыми крестами и длинные волосы, чертили кресты на своих домах, имели монархические трехцветные знамена.

МУРАШКОВЦЫ. Основатель движения — Иван Мурашко, провозгласивший себя в 1920-х гг. «пророком Ильёй», «ангелом завета и отцом Сиона». Вместе со своими последователями переселился в организованное им хозяйство «Новый Иерусалим» на Западной Украине. Впадая в крайности, члены движения, ожидая скорого конца света, не посещали общественные места, не читали книг, не общались с иноверцами, не работали в субботу и воскресенье. Мурашко составил устав, за нарушение которого наказывали постом, заключением в подвал, детей наказьгвали розгой. «Снятие семи печатей» — срезание с тела кусочков кожи и причащение стекающей при этом кровью — один из изуверских обрядов мурашковцев. Отрывок из книги "Обзор ряда исторических событий, религиозных исканий и разномыслий в России"

9
-2

Забыли упомянуть:

ПРАВОСЛАВИЕ - лжедуховное идеологическое течение (типа униатов), отколовшееся от старообрядчества, когда папский епископат добился принятия московским патриархатом в новый обряд второзакония и прочих иудейских традиций, порядков и текстов, в которых основная роль отводится богоизбранному иудейскому народу.

0
Ответить
Прокомментировать

Это фактически и есть русские "православные" протестанты. Как "обычные" протестанты в XV-XVII вв. взорвали изнутри стройную систему католицизма и в итоге сформировали десятки церквей, более или менее похожих на него, а то и вовсе непохожих, - так и в православной среде это движение откликнулось образованием многочисленных реформаторских движений, которые в России, правда, все были довольно сильно отличны от традиционного православия и (даже если были многочисленны) довольно маргинальны. Они чаще и тогда и сейчас вписываются скорее в понятие "секты", чем "церкви". Если на западе были и радикальные секты вроде анабаптистов, и вполне солидные и большие буржуазные организации типа классических лютеран, то в России вторую нишу ("солидных организаций") заняли представители западного "католического" протестантизма и российские старообрядцы. А собственные российские протестанты так и остались для всех сектантами. Все эти термины приблизительны и не совсем верны, но других нет.

3
0
Прокомментировать

Духовные христиане -- это, как правило, религиозная реакция на закостенение православной церкви. (Ну или как это закостенение понималось простыми крестьянами... типа "мы Евангелие в церкви целовали, но его никогда не читали".) Православные люди, которых не устраивало положение вещей, пересматривали существующее православное учение в сторону реального понимания для каждого человека и упрощения обрядности. Конечно, этот пересмотр был различным в каждых случаях. Иногда это был безобидно, как в случаях с молоканами и довольно изуверски в случае скопцов. Хлысты же -- это просто псевдохристианская мистическая община, и сравнить их, к примеру, с духоборами совершенно некорректно.

Сложно даже в нескольких абзацах рассказать о наиболее распространённых сектантских течениях, существовавших на территории Российской империи. К тому же многие описания акцентируют внимание на внешних особенностях и редко когда описывают догматические нюансы. Это и понятно, поскольку такие поверхностные описания часто составлялись православными для православных (в частности, для полиции), которые и сами-то зачастую не очень хорошо знали догматы собственной веры. Им проще было написать, что скопцы удаляют себе первичные половые органы, чем скрупулёзно объяснять почему именно они их удаляют.

И похожи ли они на протестантов?

Как я уже сказал, русское сектантство -- это множество общин с совершенно различной догматикой или, даже, без догматики. Причём, появлялись они в разное время, а не в одно, как на Западе.

Западноевропейское протестантство -- это более похожие религиозные течения, объединённые общими предпосылками (индульгенции и реакция на них Лютера). Те же лютеране с баптистами имею намного больше общих черт, чем упомянутые молокане с хлыстами. 

Но если не углубляться в детали, то можно сказать, что да... многие российские духовные христиане формально довольно похожи на протестантов.

Stas Tambiåотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-6
Прокомментировать
Ответить