Alexander Grothendieck
ноябрь 2015.
955

Почему православные церкви все еще живут по юлианскому календарю?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

Проблему календаря обсуждали тут: thequestion.ru

Вкратце -- потому, что не собрали Вселенского собора для решения об общей реформе календаря. А если сделать это отдельно у нас, как делали некоторые другие церкви, то это значит взять на себя ответственность за заведомо непопулярное решение и высокие риски очередных расколов (в которых не будет правых сторон).

Это важно отметить -- например, Константинопольская православная церковь (Вселенский патриархат -- что означает первенство чести), давно живет по новому календарю и Рождество празднует 25 декабря с католиками и протестантами. То есть никаких принципиальных препятствий нет. Но это имело и указанную мной цену -- раскол. А Пасху они празднуют с нами, о пасхалии все должны вместе договориться отдельно.

PS Хм, порой интересно, что вызывает такое возмущение у людей (это я про мгновенно появившееся "-3"). Не верится? Хотелось услышать что-то про темных попов? ))

Вот пруф: mospat.ru

Календарный вопрос впервые обсуждался на Межправославной подготовительной комиссии 1971 года, которая определила, что данная тема имеет две стороны: теоретическую (богословскую) и практическую (пастырскую).

Комиссия констатировала, что «канонических постановлений о календаре в настоящее время нет, кроме определения Пасхалии. Древняя Церковь приняла календарь, господствовавший в Римском государстве… Разнообразие в богослужебной практике и церковных обычаях — явление, которое в принципе признается Православной Церковью… Но разнообразие в календаре — явление иного рода, поскольку влияет на ослабление уз этого единства… Церковь с древних времен стремилась преодолеть расхождение в определении дня празднования Пасхи… Первый Вселенский Собор [установивший единую пасхалию] считал астрономический фактор решающим как в определении дня празднования Пасхи, так и календаря вообще. Поэтому всем Православным Церквам следует праздновать Пасху согласно постановлению Первого Вселенского Собора — в первое воскресенье после полной луны весеннего равноденствия, в соответствии с данными астрономии. Это может быть достигнуто применением календаря, который астрономы считают наиболее точным. Таким в настоящее время считается новый православный календарь».

Далее в проекте говорилось, что «в настоящее время, по мнению ученых-астрономов, новый православный календарь точнее старого. Следовательно, наилучший путь к разрешению календарного вопроса и Пасхалии — это признание всеми Православными Церквами нового православного календаря — как для непереходящих праздников, так и для Пасхалии… Тем не менее, признавая, что в некоторых поместных Церквах существуют пастырские трудности (как это видно из доклада Русской Церкви, из заявления Сербской Церкви и из специального заявления Иерусалимской Патриархии), Межправославная подготовительная комиссия предлагает осуществление этого решения оставить на усмотрение Поместных Церквей».

p.s. 

Сразу после революции Патриарх Тихон принял решение о переходе, но большинство верующих этого не приняли и решение было приостановлено.

20
-3

Андрей, я задавал вопрос без всякого умысла. А родился вопрос потому, что в этом году кажется православная церковь и католическая договорились, что Рождество будет отмечаться в один день. Поэтому логично встал вопрос, что мешало до этого принять другое летосчисление.

0
Ответить

Александр, я не про Вас. Просто я удивился тому, что мгновенно появились три минуса, такого я ещё не видел. Не потому, что мне они важны, а просто интересный феномен. ))

По поводу Вашего уточняющего вопроса. Нет, Вы слышали новость, но суть там немного другая. Я об этом писал в ответе на вопрос, на который дал ссылку. thequestion.ru

Было предложение Римского папы, реакции на предложение не было. Само предложение в очень необычной форме -- скорее это сигнал, а не предложение. Или сигнал о готовности что-то обсудить, или, возможно, политическая манипуляция (мол я предложил, а вот они не ответили). Но суть в том, что ответа на это по факту быть не может (очень мало вероятно). Я не про то правильно это или нет. Вопрос очень сложный. Хотя бы то, что многие взбрыкнут именно потому, что Римский папа предложил. Это неправильно, что взбрыкнут, но раскол это страшно. А по сути, если Римский папа предложил (а он сказал, что не считает нашу пасхалию ложной и можно по ней отмечать), то ответ и не требуется -- он может перейти сам на эту нашу пасхалию. Но, ясное дело, этого не сделает. Т.е. тут всё не просто. Ну, и, да, необходимость календарной реформы очевидна, сейчас это оставлено на усмотрение каждой поместной церкви, а принципиально можно всё решить на Соборе и только единогласно (таков порядок). Но собраться мешает многое, в том числе и политика.

0
Ответить

Нет никто не договаривался, просто из-за сползания "лунных дат" раз в несколько лет католическая и православная пасха отмечается в один день, видимо вы про что-то такое. Но Рождество отмечается не по лунному календарю, и для него юлианский календарь смещен относительно григорианского (пока не набежит еще один день). Нет никаких резонов для православной церкви изменять день празднования Рождества, хотя бы потому, что свой-то календарь они считают наиболее правильным. Опять же, изменили рождество - надо менять и все связанные с ним праздники, исчисляемые "n дней после рождества". Дануна :) Импосибль. ;)

0
Ответить

Если православные считают свой календарь правильным, почему тогда они в своем учитывают високосные года, хотя их календарь этих дней не должен замечать?

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Вообще-то, именно високосные года придуманы не в современном григорианском календаре, а именно в юлианском и еще даже до того, как родился Христос и появилось христианство, появилось православие. Христиане пользовались календарем Римской империи -- календарем наиболее совершенным на тот момент, созданным для Юлия Цезаря учеными того времени -- юлианским календарем.

Юлианский календарь тоже имеет високосные года, только считаются они по другому правилу, их в юлианском календаре получается больше чем в григорианском. Так и получается, что в ю.к. 365,25 дней, а в г.к. 365,24 дня. Если бы в ю.к. не было високосных годов, то длительность ю.к. была бы целой, а не дробной, как Вы понимаете )

Подробно отвечал тут:

https://thequestion.ru/questions/212489/pochemu-fevral-kazhdyi-god-malenkii

0
Ответить

Спасибо за развернутые ответы.

Я наверное не верно сформулировал...

Если я правильно понимаю, то разница между календарями действующим и "по старому стилю", в 13 примерно дней, из за разного учёта неровного количества дней в году?

Почему сейчас не меняется календарная разница?

То есть православные саму ошибку исправили, в дальнейшем подсчёте её уже не используют - считают правильно. А набежавшую неточность исправить не хотят, потому что так единственно правильно?

0
Ответить

Когда-то был один календарь -- Юлианский.

Потом, сначала католический мир, потом и протестанты, а потом и часть православных, перешли на Григорианский календарь. 

Юлианский календарь как считал дни подряд (по определенному правилу), так и считает, а Григорианский календарь выкинул несколько дней:

"4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября."

Суть разницы в календарях -- разное количество високосных годов, годов в которых больше на один день (29 февраля). В Григорианском календаре таких годов меньше. Поэтому разница уже стала за время с 1582 года не 10 дней как была, а 13.

В результате Григорианский календарь более точно соответствует реальной длительности года. Заметно это становится на относительно длительных отрезках времени -- около 100 лет.

Еще сотня лет пройдет и разница между Ю.к. и Г.к. станет уже не 13, а 14 дней. Потому что в Ю.к. 2100 год будет високосным, а в Г.к. он будет обычным, не високосным. 

И Г.к. будет при этом более точным астрономически -- равноденствие будет как и есть около 19-20-21 марта. 

Православные (часть из них, а также часть католиков) продолжают пользоваться Ю.к. с набегающей разницей между Ю.к. и астрономическими явлениями и между Ю.к. и Г.к. исходя из скорее политических соображений. Не могут принять общего решения, не могут договориться, боятся раскола. Как я уже писал, патриарх Тихон после революции принял решение о переходе на новый календарь (Новоюлианский, еще более точный астрономически чем Григорианский, а пока тысячу лет с ним совпадающий), но люди не захотели переходить, начались расколы.

А сейчас все еще сложнее стало, если еще лет 30 назад были переговоры и перспективы спокойно договориться и перейти, но сейчас мы вон уже и с украинцами и Константинополем не разговариваем, больше становится разногласий, договориться сложнее.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Да всё сложнее. Многие же церкви перешли на новый календарь (с сохранением старой пасхалии). И ссылку я привел на официальный документ.

Обратите внимание!

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить