Посредством чего возможно бороться с чрезмерной рефлексией, ведущей к жизнеотрицанию и нигилизму, а, как следствие, и угасанию воли к жизни даже при, объективно, приемлемых условиях существования?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Рефлексия не ведёт к жизнеотрицанию. К нему ведёт что-то другое. К тому же, вы употребляете слово "объективно", что едва ли свидетельствует о какой-то особенной рефлексии. Если нигилизм для вас кажется злом, значит вы ещё не нигилист - иначе злом вы бы считали тягу к существованию и опьянение жизнью. Рефлексия может быть оружием против нигилизма, так как он часто связан с позёрством, а рефлексия убивает позёрство. Только, конечно, не стихийная рефлексия, а организованная, то есть настоящая. Например, нигилист с его позами жизнеотрицания так же смешон, как все прочие дешёвые клоуны, каковых прошли уже сотни миллионов по этой земле.

10
0
Прокомментировать

Вы знаете, мой совет может показаться грубым, но он дан на основе жизненного опыта, потому что сама такая же.

Чтобы не рефлексировать, нужно, чтобы не было времени рефлексировать. Вот серьёзно - займитесь делами. Живите реальной жизнью, работайте, общайтесь с людьми, занимайтесь хобби и развлечениями, сексом, наслаждайтесь моментом. Социальная активность отвлечёт от упаднических мыслей, а возможно, и привнесёт в жизнь новые краски. Очевидно, что вас что-то тревожит и вы чем-то недовольны, вам чего-то не хватает. Так вот, если вы начнете меньше думать и жалеть себя и больше делать, чтобы исправить тревожащее вас положение, это будет намного более продуктивно.

Даже постановка вашего вопроса показывает, насколько вы перегружены терминами и постулатами. Не умничайте, будьте проще. Вот и весь секрет.

5
-1

Такой совет мне давненько дали, и следуя ему, я заметил, что совсем скоро рефлексировать о своей жизни становится легко прямо во время работы, хотя вроде бы времени на это и нет

Абсолютно не верю, что я один такой уникальный

И мне кажется просто необходимым больше думать над тем, что в жизни не устраивает, потому что "больше делать, чтобы исправить тревожащее вас положение" - хороший совет, только если действительно ясно, что именно нужно делать, в противном случае есть огромный риск наломать ещё дров и только больше в себе запутаться

+2
Ответить
Прокомментировать

Видимо это можно понять так: чрезмерная рефлексия (как чрезмерное сосредоточение человека на самом себе) отрицает жизнь (как поток внешних событий), а также принятые сегодня в этой жизни ценности (нигилизм), несмотря на приемлемые в этой жизни условия существования.

Если это так, то хочется заметить, что чрезмерная рефлексия – это не уход в себя, приводящий к отрицанию внешней жизни. Рефлексия – это некий самоанализ, а любой анализ предполагает активное участие в жизни. Он может быть осуществлён только во внешней для человека среде, даже если его целью является только один объект – сам человек. Анализ не может быть произведён в вакууме. Рефлексируя человек рассуждает о себе, и таким образом, смотрит на себя как бы со стороны, так или иначе сравнивая себя с другими объектами. Это вовсе не покидание потока внешних событий, это лишь фокусировка внимания на некоторых из них, выделяющая один объект из многих других, но не изолирующая его от всего мира.

Причиной такого сосредоточения на себе является не само сосредоточение (человек не сосредотачивается на себе, как на том, что единственно достойно его внимания), а скорее разочарование в том потоке внешних событий, которые формируют его жизнь. Человек чувствует, что альтернативой внешне воспринимаемой действительности может являться он сам, то есть некий его собственный мир, воспринимаемый внутренне, и пытается обратиться к нему.

Но современный человек может воспринимать мир только через рассуждения о нём. Всё здесь строится на объяснениях, даже восприятия (здесь существует только то, о чём можно что-либо сказать), в том числе и восприятия человеком самого себя. Поэтому и обращение к себе здесь происходит путём самоанализа, который невозможен за пределами внешне воспринимаемой реальности.

То есть, предполагая, что, рефлексируя человек уходит в себя, как в некую альтернативу внешнего мира, он на самом деле не покидает этот мир, а лишь сужает свои внешние восприятия, ограничивая их одним объектом – самим собой, по сути, воспринимая себя внешне. Он не только не движется к себе, он скорее движется от себя, придумывая некий свой образ вне себя.

Другими словами, чрезмерная рефлексия — это ещё более глубокое погружение во внешний мир, которое не только не помогает воспринять его таким, каким он является непосредственно, но дополнительно деформирует его, придавая ему новые неестественные черты.

Представляется, что полноценное восприятие мира предполагает, помимо внешнего потока событий, также и непосредственное восприятие себя, которое необъяснимо и индивидуально. Это скорее непосредственное ощущение, но не ощущение, которое приобрело определённые формы, соединившись с его объяснением. И, кажется, что если человеку удастся ощутить самого себя непосредственно, то и внешний мир представится ему в своих естественных красках, потому что только в этом случае он будет виден со стороны. Ведь глядя на объяснимый поток внешних событий, находясь в нём самом, можно только следовать от объяснения к объяснению, которые так или иначе скреплены между собой жёсткими (или не очень жёсткими) логическими связями. Такой мир воспринимается в виде некоей объяснимой модели. И не удивительно, что из этого искусственного мира иногда хочется скрыться (несмотря на приемлемые условия существования), но скрыться некуда, здесь одна модель может быть заменена только другой. В естественном же состоянии невозможно даже теоретически представить отрицание жизни во время самой жизни.

Естественнее, кажется, не быть собой на только лишь основе рассуждений о себе (рефлексируя), а просто быть собой. Но быть собой человеку, привыкшему сначала рассуждать и только потом воспринимать, далеко не так просто. Привычка – страшная штука. 

Александр Станиславовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Никак. У вашего организма есть потребности, а также способности эти потребности удовлетворять, чтобы выживать. При недостаточном удовлетворении потребностей организма, он вас будет подгонять, при удовлетворении потребностей - награждать положительными эмоциями и самоощущением. Однако, если никаких усилий от вас не требуется, вы все получаете и так, вашему телу и не за что вас вознаграждать. И подстегивать вас не надо. В идеале было бы неплохо в такие времена впадать в спячку, но увы, пока нашей эволюцией этого непредусмотрено. Можно, конечно, попытаться искусственно себя разогнать, создать себе трудности, но это антипрактично и ваш мозг воспримет это с отвращением. Поэтому, никого другого выхода, кроме как оставаться унылым говном, пока нет. 

Евгений Яжкинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-3
Прокомментировать
Ответить