Дима Сефер
ноябрь 2015.
6721

Было ли римское язычество терпимо к другим религиям?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Язычество, в принципе терпимо к другим религиям. По сути, там и других религий то нет, а есть бесчисленное количество разнообразных богов, которые различаются по степени ответственности.

У язычников, с богами, отношения были чисто "юридические" (ты мне, я тебе). Они приносили жертву для с целью получения конкретной пользы.

Как пример, осада города Корсунь, Владимиром I. Осадив город, к нему из за стены пришло послание, что недалеко от его лагеря находится закопанная труба, по которой в город поступает чистая вода, если ее перекрыть, то город быстро сдастся. Владимир сказал, что если это действительно так, то он примет христианство. Владимир и так склонялся к выбору христианства из разнообразных монотеистических религий, а это было "проверкой" для предполагаемого, будущего покровителя.

В вопросе, по всей видимости, имеется в виду отношение языческих римлян к христианам и иудеям.

Здесь надо помнить важный момент: они отрицали существование других богов и проводили свои обряды тайно. В этой связи, во первых, они выступали как смутьяны, которые конфликтовали с другими людьми и провоцировали их на агрессию на религиозной почве. Во вторых, все что тайно, государством и обществом считается опасным. Собственно из за этого им и приписывали разнообразные зверства и в том числе пожар в Риме при Нероне в 64 г. н.э. Так что, к христианству они относились нормально, а вот поведение христиан их крайне не устраивало.

12
-2

Не совсем понятно "Здесь надо помнить важный момент: они отрицали существование других богов и проводили свои обряды тайно" Кто проводил, иудеи, христиане?

0
Ответить
Прокомментировать

Было. Как выше написали, имея бесчисленный сонм богов, от прибавления одного-двух к нему особо ничего не менялось. Опять же бытовало мнение, что все верят в более менее одних богов, наделяя их разными именами. Так Юлий Цезарь писал, что галлы более всего почитают Меркурия, наделяя его иным именем. Правда вот есть два НО, относительно Римской Империи и религии:

Первое - уничтожение культа друидов. Римляне буквально выжигали религию кельтов, для них случай беспрецедентный. Тут следует помнить, что делали они это не из религиозных чувств, а из чисто прагматических. Друиды в галлии пользовались властью, едва ли не большей, чем правители, соответственно составляли немалую идеологическую конкуренцию новой римской власти. Соответственно по этим, идеологическим, причинам институт друидов подвергся уничтожению.

Второй пример описан выше - это христианство. Так же причины были сплошь идеологические, христианство изначально появилось как некоторая оппозиция власти в Иудее, оппозиция римской власти. По сути маленькая подрывная организация, само собой их гоняли. Тем более, что кроме отрицания власти человеческой, они еще и отрицали всех богов, кроме своего... ну то есть - конец известен. Опять же в этом плане Римская Власть в итоге прибегла к знатному троллингу: "Не можешь остановить беспорядки - возглавь". Полагаю первые христиане сами от такого оборота были бы не в восторге.

Сергей Pagankaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Ответ не такой простой как можно было бы предположить.

Император Андриан в 130 году путешествовал по восточным провинциям, из Александрии он написал следующее письмо :

«Адриан Август шлет привет консулу Сервиану. Насколько мне приятен Египет, дорогой Сервиан, ты легко можешь узнать по слухам, наверное, долетающим до тебя. Здесь поклонники Сераписа одновременно являются христианами, и называющиеся епископами Христа поклоняются Серапису. Не найдется ни одного начальника иудейской синагоги, ни самарянина, ни христианского пресвитера, который не был бы также астрологом, гадателем или алиптом. Когда сам патриарх прибывает в Египет, одни заставляют его чествовать Сераписа, другие — Христа. Все это мятежное племя исполнено тщеславием, и этот богатый город как никакой другой обилен пустословием и праздностью. И плавильщики стекла, и изготовители бумаги, и все прочие заняты всякого рода предсказаниями, будто [их профессия] — провидцы; даже страдающие подагрой бывшие всадники, раненые и немощные, и они ведут такую же праздную жизнь. Их общий бог — деньги. Что христиане, что иудеи, ему поклоняются все народы. Были бы нравы города получше — поистине, по заслугам имел бы он главенство во всем Египте за богатство свое и величину».

Это начало II века. Александрия тогда была одним из самых крупных городов римской империи. И из письма императора (!) видно несколько презрительное и саркастическое отношение к последователям иных религий. Император даже плохо разбирается в разных по сути верованиях, которые путаются, возможно, и сами между собой.

Добавлю, что храм Сераписа был построен и в Риме со всей жреческой обслугой.

Кроме указанных религий были популярны также митраизм (персидский культ, занесенный в империю ещё легионерами Помпея за почти два века до времени Андриана); поклонение богине Исиде и Осирису; поклонение матери Кибеле; чуть позднее, в третьем веке - гальский культ Непобедимого Солнца (откуда христиане стащили Рождество) и возможно ряд других верований.

То есть, складывается картина полной толерантности к религиям во время имперского периода...

На самом деле была и "обратная сторона медали".

Древняя римская религия была крайне благочестива, а набожность римлян была порой совершенно иррациональна. Хотя, к слову, все восточные культы, в том числе и христианство, римляне... имеется ввиду состоятельные или, как бы сейчас сказали - "средний класс" - недолюбливали за излишний мистицизм и фанатизм.

Тем не менее, к примеру, перед каждым крупным сражением римляне обязательно гадали на его успех либо по внутренностям животных, либо по полетам птиц, либо по тому, как клюют корм... цыплята.

Правда, иногда прагматизм одерживал вверх над религиозностью. Однажды Юлий Цезарь решил дать бой галлам в выгодной для себя позиции, но в небе парило много хищных птиц и цыплята отказывались клевать зерно, настороженно посматривая вверх. Тогда Цезарь приказал тайно подмешать свежих червей, на которых цыплята накинулись с большим аппетитом, а Цезарь начала атаку, которая оказалось успешной.

Такая языческая религиозность конечно имела резкую рефлексию от тех же христиан, которые издевались над скульптурами или идолами римских богов, почитали только одного бога... в общем, как признал один из апологетов христианства Тертуллиан - сами хамили как могли!

Это кончалось обычно соответствующими указами против христиан, большая часть которых тут же приносили положенные жертвы римским богам, ну а фанатиков из них обычно казнили (одни из казненных позже стали святыми или мучениками за Веру).

То есть, толерантность толерантностью, но соблюдать государственные культы и законы должны все её граждане.

Кстати, при Феодосии, в конце IV века, был принят закон уже против любых языческих верований, кроме христианской религии. Нарушителей ждала либо казнь, либо изгнание. Были разрушены или перестроены все языческие храмы, сожжена большая часть античных книг, осквернены все святые места язычества.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью