Что можно делать с искусством кроме обладания и созерцания? Какие есть практики взаимодействия c искусством?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Способов взаимодействия много, просто не все они идентифицируются как способы взаимодействия.

Вы взаимодействуете с работой когда взаимодействуете с чем-либо в смежном контексте. Я когда-то писал об околоабстрактных этюдах Козенса, где ландшафт конструировался из ряда случайных пятен – очевидно, что реальная геология так не работает, но побочный эффект в том, что человек становится способен и реальный пейзаж воспринимать как набор пятен. Это работает со всей пейзажистикой, Козенс просто очень наглядный.

Вы взаимодействуете путем копирования и каталогизации. Одиночное действие может быть маловажным, но вопрос только в масштабах: беглый взгляд на архив Эллкока позволяет предположить цифру в 40-50 тысяч изображений, раскиданных по тематическим альбомам от текстильных паттернов и комиксовых цитат до тантрической акварели и ударов молнии. Это взаимодействие как минимум тем, что оно расширяет формы существования этих работ.

У этого есть и более интимные формы. Я постоянно перепроговариваю что-нибудь из застрявшего в голове: Бродского, Элиота, либретто к "Гимну радости" Бетховена, что пойдет. Это не созерцание и не цитирование – скорее, это форма ментального трибьюта, почти как в молитве, но без конкретного адресата.

Похожим образом работают и другие формы воспроизведения – переводы, цитирование, расшар на фейсбуке. Когда я начинал заниматься каллиграфией, я переписывал по 50 раз одни и те же cтрочки из разных текстов (монолог Ричарда II, "Фугу смерти" Целана, "Прыг-скок"), когда начал копать древнегреческий – переписывал первую песнь Илиады. Даже когда строчки уже хорошо получались, я продолжал время от времени делать новые копии просто потому что это приятно, блин. На каком-то сугубо личном уровне то, что человек перепишет от руки несколько раз, въедается в него глубже, чем если он просто на это посмотрит.

Другой формой взаимодействия является критика, в широком смысле – любая попытка что-то сформулировать о тексте или картине. Когда Блум пишет о западном каноне, он не столько прославляет западный канон, сколько реализует саму идею канонизации: постоянный диалог современности с прошлым, по цепочке от одного текста к другому. Это же делает любой человек, советующий кому-нибудь выставку или книгу: от него требуется импровизация, краткое описание, подходящее для конкретного собеседника. Это немаловажные вещи: любое упоминание это частичная инкарнация первоистоника. Гитлер.

Наконец – вы можете работать в музее. Например, грузчиком. Носить Мадонну на руках. Я серьёзно: самое занимательное время для посещения аукционных превью это вечер последнего дня выставки, когда работы начинают снимать со стен, паковать, готовить к транспортировке. Мы все знаем, что это предметы, но в условиях "руками не трогать" их предметность особо не проступает, о ней забываешь. Поверьте человеку, который возил металлические скульптуры в общественном транспорте – такой род близости преображает работы.

Ну и в конце концов, Феофан Грек в "Андрее Рублеве" говорил, что придавливает неудавшимися иконами квашеную капусту. Это смешно потому что правда.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
-1

Просто. Отлично. Спасибо.

0
Ответить

Текст текстов.Спасибо, что пишете

0
Ответить

С последним абзацем особенно занятно получилось. )

0
Ответить
Прокомментировать

Можно делать хорошее искусство, как советует Нил Гейман.

Можно созерцать искусство и нападать на критиков со словами Сперва Добейся.

Можно бесконечно критиковать Чёрный квадрат, подозревая в нём надувательство, потому что критикующий тоже так может.

Можно искать в искусстве собственную жизнь. Например, литература и фильмы представляют нам ситуации, а мы пытаемся понять, как дОлжно поступать и как мы бы поступили.

Можно искать в искусстве общие принципы эстетики, характерные также для раковин улиток и звёздных скоплений, тем доказывая существование Бога.

Можно пытаться при помощи фотоаппарата повторить цветовую гамму картины.

Можно выводить из прозы портрет читателя, портрет автора, структуру мироздания по версии автора.

Можно писать пародии.

Всяк Сверчокотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-1
Прокомментировать
Ответить