Ника Лунова
3 июня 21:09.
180

Возможно ли быть музыкантом, если нет музыкального образования?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Приветствую вас! Как видите, я по образованию музыковед. Но имею дело и с многими людьми без профессионального образования, так как немало играл в рок-группах.

Вы не можете быть музыкантом без музыкального образования. Но другой вопрос - что понимать под музыкальным образованием. Одно дело - ходить в музыкалку, затем училище, консерваторию (как это сделал я и многие другие музыканты). Но существуют и другие пути - путь самоучки либо непостоянные уроки/менторство.
Я знаю многих гитаристов, которые почти не знают нот и всю жизнь работают по табулатурах и подбирают/создают музыку на слух. Есть ли среди них хорошие музыканты? Несомненно! Но если бы у них была база (знание нотной грамоты и гармонии) - это им могло бы помочь создавать музыку увереннее и быстрее и лучше коммуницировать с другими музыкантами. Например, сказать: "тут лучше сыграй ре-минорный аккорд", а не объяснять "сыграй, зажав первую струну на первом ладе, вторую на третьем, третью - на втором" (это элементарно дольше, а теперь еще объясните пианисту, что вы хотите. То есть, музыкальная грамота - это способность общаться на одном языке).
Но некоторые с них своим упорством и талантом полностью нивелируют то, что у них нет профессионального образование. Главное, что они ощущают музыку и могут создавать что-то увлекательное и интересное.
То есть, если у вас есть музыкальный вкус - вы сможете создавать музыку чисто "тыкая по кнопочках" в музыкальном редакторе, имея самые базовые представления о нотной грамоте. Но имея образование, вы не только будете искать нужный звук или гармонию как слепой котенок, но и понимать, почему так, а не иначе звучит лучше или хуже.

К вопросу муз. образования в исполнительстве. Я убежден, что научиться можно играть почти на любом инструменте самому с помощью тех же видеоуроков (на некоторых инструментах проще, на некоторых намного сложнее. С довольно сложных мне казались струнные, а духовые - более интуитивными, но встречал и противоположное мнение среди профессиональных музыкантов).
Но все же с преподавателем этот процесс происходит намного эффективнее - он лучше заметит ваши недостатки и поможет их исправить, в отличии от видеоуроков, которые не скажут, что вы слишком перенапряжены либо неправильно извлекаете какой-то звук. На начальных этапах не столь важны технические моменты постановки рук/дыхательной системы. Но наступает этап, когда правильная "база" позволяет музыканту двигаться дальше, а неправильная - из-за неправильного обучения будет только мешать вплоть до того, что нужно переучиваться с ноля (я это проходил, это будто бы заново учиться ходить - очень затратно и досадно, что не научили ходить изначально правильно).

Хотите создавать музыку или играть на инструменте? Изучайте это сами. Смотрите видео, читайте книги, экспериментируйте. Общайтесь в кругу похожих людей, ищите преподавателей, которые смогут объяснить что-то непонятное. И тогда можно будет стать музыкантом даже без образования. Да, догнать тех, кто этим занимается с 7 лет будет непросто, но тут все зависит только от ваших усилий и желания.

Андрій Павленкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
0

Спасибо!

0
Ответить
Прокомментировать

Не надо пожалуйста сравнивать незнание нот с отсутствием музыкального образования. А то в результате после вопроса "Знаешь ли ты что такое тональность, лады, ступени и имена нот?" (вопрос достаточно резонный и важный, мы все-таки не гении чтобы понимать друг друга без слов) следует ответ "Нет ты что, я же самоучка, в музыкальной школе не учился".

Все зависит от того, какую музыку вы хотите делать. С современным уровнем техники и софта вам вообще не нужно ничего знать про музыку, чтобы ее писать. Но вот какого уровня получится эта музыка - другой вопрос. Проблему отсутствия теории хорошо закрывают 10-20 лет опыта в этой сфере. Но и тут остается проблема - вы не можете общаться с другими музыкантами. Ну то есть, вы можете сгенерировать ноты из midi дорожки, но любой нормальный музыкант поймет, что вы не притрагивались к нотам после того как сгенерировали их и ему придется делать солидную часть работы за вас.

В любом случае музыкальная теория - это важно. Она реально поможет вам ускорить процесс обучения и набора опыта и формализовать его.  А сама музыкальная теория, а уж тем более ноты - это не сложно, просто очень затратно, поскольку все это не существует в вакууме. Нельзя просто прочитать учебник и думать, что вы знаете музыкальную теорию. Все это надо применить на практике, запомнить, проанализировать приличное количество произведений и пропустить через себя. В вашем распоряжении куча литературы, каналы на youtube, сайты - все что хотите. Только вот хорошо бы знать английский язык, а то на русском все с этим делом плохо (ну это мое мнение).

Насчет музыкального образования: по моему опыту Российские музыкальные школы только калечат людей. Сами подумайте, какое количество людей закончили музыкальные школы, да только в моем окружении (и не то чтобы там много людей) их штук 7-8, теперь не то чтобы профессионально занимаются музыкой, а вообще продолжают хотя бы играть на своем инструменте для себя? Более того, с удивлением можно обнаружить что человек который эту самую музыкальную школу закончил, может говорить тебе такие вещи "не понимаю как вы так импровизируете, что попадаете нормально и звучит хорошо, это вы с рождения так умеете?". Касательно образования, например, в США. Adam Neely часто в своих видео говорит, что практически все дисциплины, которые изучают, например, в Berklee можно изучить самому. Это не очень сложно, не сложнее чем любое другое самообучение. В данном случае важно одно - круг людей и комьюнити, в которое ты вливаешься при обучении. Отучившись в том же Беркли (при условии, что ваша способность к социализации не находится на уровне растения) намного легче найти работу в качестве музыканта, потому что играть на концерты вас зовут в основном по рекомендации музыкантов, которых вы знаете и доверяете (это в основном сказано про тех, кто учился на джазового музыканта). Ну и про обмен опытом и информацией тоже забывать не стоит. 

Так что все в ваших руках, ни в какое специальное заведение n-ое количество лет вам ходить для этого не надо. Ну точнее конкретно про вас не знаю, просто предположение.

2
-1

Благодарю за развернутый ответ! 

Получается, реально изучить то же сольфеджио самостоятельно? Или даже если с педагогом за более короткий срок в свой более взрослый возраст, чем у первого класса музыкальной школы, лишним, как я поняла, не будет. 

0
Ответить

Изучить самостоятельно можно, есть куча книг, есть множество программ, которые помогут развивать слух (различать интервалы, аккорды и т.д.). С преподавателем этот результат можно еще быстрее. Все же программа музыкальных школ слишком растягнута. Взрослому в чем-то будет легче, в чем-то сложнее.
Но у меня немало знакомых, которые во взрослом возрасте смогли неплохо натаскать сольфеджио/гармонию. Было бы желание.

0
Ответить

Я просто не очень понимаю что именно подразумевается под сольфеджио. Музыкальная теория? Нотная грамота? Тренировка слуха? Если вы про тренировку слуха - англоязычных курсов в интернете по Ear Training огромное количество. По базовой музыкальной теории и нотной грамоте есть книги и на русском. Хотя по мне так нотную грамоту лучше учить поставив себе ультиматум - больше не использовать никакие табулатуры/игру на слух/игру по видео, а использовать только ноты. Сами же правила нотации не очень сложны, если знаете музыкальную теорию (размеры, ключевые знаки, длительности нот, легато, триоли/пентоли и так далее). У меня именно так и получилось. Просто главное понять, как легче ориентироваться на нотном стане, а то где располагаются отдельные ноты и какие ключевые знаки соответствуют каким тональностям уже придет с опытом, не надо это специально зубрить.

0
Ответить
Прокомментировать

А что вы считаете музыкальным образованием? Это когда закончил музыкалку, или научиться самому достаточно? Можно самому научиться и будете музыкантом. А если вы тупо интуитивно кидаете аккорды на слова, то вы просто, человек который играет на гитаре. На дискотеке я тоже интуитивно качаю попой под музыку, но от этого я не становлюсь танцором.

Тарас Перфильевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

 Возможно конечно. Вспомните старый мем: никто из музыкантов The Beatles не знал нот. И это правда, профессионального музыкального образования ни у кого из ливерпульской четверки не было. 

0
0
Прокомментировать
Ответить