Почему нет режиссерских версий таких изуродованных цензурой культовых советских фильмов, как «Бриллиантовая рука» или «Белое солнце пустыни»?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Дабы избежать путаницы в понятиях давайте сразу определимся что такое "режиссёрская версия"? Понятие "режиссёрская версия" пришло к нам из Голливуда, где довольно часто возникают споры между режиссёром и продюсером о том какая должна быть окончательная версия фильма. Хозяином и владельцем отснятого материала является продюсер, а режиссёр - это всего лишь наёмный работник, такой же как актёры, костюмеры и осветители. И продюсер имеет право заменить любого работника, в том числе и режиссёра. Что он иногда и делает. Самый ответственный и спорный момент - это монтаж фильма. Вот здесь и возникают основные творческие разногласия. Причины этих разногласий могут быть самые разные, не будем их здесь перечислять, но в результате этих споров и возникли эти понятия - продюсерская или прокатная версия и авторская или режиссёрская версия. Иногда они настолько сильно отличаются, что создаётся ощущение что это два разных фильма. Самый яркий пример который я знаю - это "Чужой III", где авторская версия Дэвида Финчера отличается от прокатной на 40 минут больше и там совершенно другое начало и конец.

Теперь вернёмся к нашим "баранам", то есть к нашим советским фильмам. Так как все фильмы в СССР снимались на государственные деньги, то таких понятий как режиссёрская версия и продюсерская просто не существовало. У нас все версии были режиссёрскими. Режиссёр снимал, монтировал фильм, подготавливал его к прокату и отвечал за всё. Фильм могли изменить следующие инстанции. Худсовет студии. Это была дружественная инстанция, где коллеги и дирекция могли внести коррективы, дабы картина вышла в прокат. Следущая и решающая инстанция - Госкино. Это была НЕ дружественная инстанция, где картине давали категорию, а цензоры и чиновники могли её  искромсать как угодно, а то и вовсе запретить.

И вот здесь мы подбираемся к прямому ответу на ваш вопрос. Если режиссёр хотел что бы его картина вышла в прокат, а он естественно хотел, то следуя указаниям Госкино он вырезал всё что ему скажут и эти "отрезки" немедленно шли в корзину и выбрасывались. Я знаю только единичные случаи, когда эти обрезки сохранялись (например, "Андрей Рублёв" Тарковского). Хранить их было не безопасно и рисковать своим местом никто не хотел. Так что обрезки "Бриллиантовой руки" и "Белого солнца пустыни" утрачены БЕЗВОЗВРАТНО, как и цензурные "обрезки" сотен других фильмов и восстановить их нет ни какой возможности.

15
-2

Спасибо за удивительсную новую информацию о Голливуде:):), но вернемся всё же к советской киноиндустрии. Предположим режиссер представляет цензуре ленту, где персонаж произносит, например, " да здравствует советский суд". А цензура велит переделать на "наш суд". Переделанная версия идет в прокат. Неужели та начальная версия, которую показывали цензорам, нигде не копировалась и не архивировалась?

0
Ответить

Ваш пример очень прост для переделки  - достаточно ПЕРЕОЗВУЧИТЬ этот кусочек и дело сделано. Не надо ничего вырезать или переснимать. Гораздо страшнее если цензура потребовала бы переснять эпизод. Но и это делалось сплошь и рядом. Снова собирали съёмочную группу и переснимали что надо. Плёнки с "отбракованным" материалом некоторе время хранились в монтажных, а затем выбрасывались. Так как приходили новые материалы следующих фильмов, а старые обрезки просто негде было хранить. Никто не был заинтересован в их хранении. Иногда вырезали целые сюжетные линии. Например из фильма "Девчата", по настоятельному требованию Н.Румянцевой, была удалена вся сюжетная линия уволенной за аморалку "бывшей поварихи", на место который и приезжает героиня. Её играла Тамара Носова. И сделала это столь блистательно, столь гомерически смешно, что полностью "уничтожало" роль Румянцевой. Всё вырезали и выбросили! И никто и никогда так и не увидел самую смешную роль Тамары Носовой.

+2
Ответить

Спасибо. То есть, единственную копию везли в канистре на цензуру, и эту же единственную копию резали, переснимали, и переозаучивали? А если бы она пропала?

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Да! В те времена это было именно так. Фильм был в одном единственном экземпляре до тех пор пока его не отправляли на кинофабрику для копирования и тиражирования. А для того что бы это произошло нужна была бумага с положительным вердиктом Госкино.

Фильм не мог просто так "пропасть". Его берегли как зеницу ока и хранили в специальном сейфе. Его могли только украсть, но за всю историю кинематографа в СССР я не слышал о подобном случае. Фильмы никогда и никто не крал т.к. они были никому не нужены. Его невозможно продать, заложить или ещё как-то использовать. Это просто 3-4 рулона плёнки, а не золотые слитки.

0
Ответить

Спасибо. Звучит, как рискованная процедура:)

0
Ответить
Прокомментировать

Режиссерские версии возможны тогда, когда есть некий независимый владелец пленки (или сейчас прав на цифровой оригинал, когда на цифру сразу пишут).

А в СССР снимали на пленку которая принадлежала государству. Государство не только не хранило лишний режиссерский материал, но и бывало смывало оригиналы пленки которая оказалась неугодна государству по цензурным или иным соображениям.

Некоторые фильмы не дошли до нас вообще ни в каком варианте просто потому, что не понравились власти.

14
-2
Прокомментировать

Эдмунд, у меня вопросы похожие. Раньше было смешно, а сейчас стало интересно:

что такое _вывозила_ бригада Шефа, что назад затащили столько камней? Ну, или как они рассчитались за драгоценности. Если валюту, то не "Сядем усе", а вышка! 

Однако! Деньги они отмыли легализовали по цене 75% минимум, скорее еще дороже, так как стоимость оценивалась по госрасценкам.

Видимо, комедия в самой этой схеме))) Дешевле и не так смертельно опасно было бы перекупить лотерейный билет или что-то типа того.

2
0
Прокомментировать

Фильмы замечательные — режиссура, артисты, фактура.  
Только вот незадача — эти фильмы показывают искаженность мышления советского бытия.
Бриллиантовая Рука
Человек не вывозит, а ввозит драгоценности в страну. Для чего? Чтобы закопать, выкопать и сдать государству. И без очереди купить автомобиль.
Белое Солнце Пустыни
Пришли большевики, разрушили уклад жизни — отняли жен. И все это — экшен.
Но фильмы хорошие.

5
-3

Ну, например, Кавказская Пленница, Операция Ы.. цензура очень многое вырезала. Сохранилось ли где?

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью