Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему нет режиссерских версий таких изуродованных цензурой культовых советских фильмов, как «Бриллиантовая рука» или «Белое солнце пустыни»?

СссрЦензура
Анонимный вопрос
  · 61,6 K
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек...  · 26 мая 2019
Дабы избежать путаницы в понятиях давайте сразу определимся что такое "режиссёрская версия"? Понятие "режиссёрская версия" пришло к нам из Голливуда, где довольно часто возникают споры между режиссёром и продюсером о том какая должна быть окончательная версия фильма. Хозяином и владельцем отснятого материала является продюсер, а режиссёр - это всего лишь наёмный работник, такой же как актёры, костюмеры и осветители. И продюсер имеет право заменить любого работника, в том числе и режиссёра. Что он иногда и делает. Самый ответственный и спорный момент - это монтаж фильма. Вот здесь и возникают основные творческие разногласия. Причины этих разногласий могут быть самые разные, не будем их здесь перечислять, но в результате этих споров и возникли эти понятия - продюсерская или прокатная версия и авторская или режиссёрская версия. Иногда они настолько сильно отличаются, что создаётся ощущение что это два разных фильма. Самый яркий пример который я знаю - это "Чужой III", где авторская версия Дэвида Финчера отличается от прокатной на 28 минут больше и там совершенно другое начало и конец.
Теперь вернёмся к нашим "баранам", то есть к нашим советским фильмам. Так как все фильмы в СССР снимались на государственные деньги, то таких понятий как режиссёрская версия и продюсерская просто не существовало. У нас все версии были режиссёрскими. Режиссёр снимал, монтировал фильм, подготавливал его к прокату и отвечал за всё. Фильм могли изменить следующие инстанции. Худсовет студии. Это была дружественная инстанция, где коллеги и дирекция могли внести коррективы, дабы картина вышла в прокат. Следущая и решающая инстанция - Госкино. Это была НЕ дружественная инстанция, где картине давали категорию, а цензоры и чиновники могли её  искромсать как угодно, а то и вовсе запретить.
И вот здесь мы подбираемся к прямому ответу на ваш вопрос. Если режиссёр хотел что бы его картина вышла в прокат, а он естественно хотел, то следуя указаниям Госкино он вырезал всё что ему скажут и эти "отрезки" немедленно шли в корзину и выбрасывались. Я знаю только единичные случаи, когда эти обрезки сохранялись (например, "Андрей Рублёв" Тарковского). Хранить их было не безопасно и рисковать своим местом никто не хотел. Так что обрезки "Бриллиантовой руки" и "Белого солнца пустыни" утрачены БЕЗВОЗВРАТНО, как и цензурные "обрезки" сотен других фильмов и восстановить их нет ни какой возможности.
Спасибо за удивительсную новую информацию о Голливуде:):), но вернемся всё же к советской киноиндустрии... Читать дальше
пользователь TheQuestion.  · 25 мая 2019
Режиссерские версии возможны тогда, когда есть некий независимый владелец пленки (или сейчас прав на цифровой оригинал, когда на цифру сразу пишут). А в СССР снимали на пленку которая принадлежала государству. Государство не только не хранило лишний режиссерский материал, но и бывало смывало оригиналы пленки которая оказалась неугодна государству по цензурным или иным со... Читать далее
Антикризисное управление. Экономика. История. Автомобили.  · 26 мая 2019
Фильмы замечательные — режиссура, артисты, фактура.   Только вот незадача — эти фильмы показывают искаженность мышления советского бытия. Бриллиантовая Рука Человек не вывозит, а ввозит драгоценности в страну. Для чего? Чтобы закопать, выкопать и сдать государству. И без очереди купить автомобиль. Белое Солнце Пустыни Пришли большевики, разрушили уклад жизни — отняли... Читать далее

Ну, например, Кавказская Пленница, Операция Ы.. цензура очень многое вырезала. Сохранилось ли где?

Если "изуродованные" фильмы стали культовыми, то какое ж впечатление должны были производить режиссёрские версии?) Моё личное мнение, но цензура очень часто идёт фильмам на пользу. Да, могли вырезать какие-то злободневные моменты, но эта злободневность сейчас давно устарела и частенько выглядит наивно. Много ли запомнилось фильмов из свободных 90-х? Раз-два и обчёлся. А... Читать далее
Интересно было бы узнать мнение "страдальцев из-за цензуры" по такому простому вопросу - какую версию своей... Читать дальше
Сейчас цензуры нет, вот и попробуйте снять "полную" версию. Как показывает опыт "пересъемки" советских фильмов, получится невыносимая дрянь. Я думаю, советским режиссерам надо было "сброситься" на памятник неизвестному члену художественного совета, ведь как только худсоветы исчезли, то и оказалось, что большая часть этих режиссеров - полные нули (например, Рязанов)... Читать далее
Эдмунд, у меня вопросы похожие. Раньше было смешно, а сейчас стало интересно: что такое _вывозила_ бригада Шефа, что назад затащили столько камней? Ну, или как они рассчитались за драгоценности. Если валюту, то не "Сядем усе", а вышка!  Однако! Деньги они отмыли легализовали по цене 75% минимум, скорее еще дороже, так как стоимость оценивалась по госрасценкам. Видимо... Читать далее