Kosta Stepanov
май 2019.
478

Принимали ли русские участие в восточных крестовых походах? Как частные лица к примеру?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

В тексте 1 новогородской летописи есть запись от 1204 года, по сути вставная новелла, получившая в литературе название "Повесть о взятии Царьграда фрягами". Наряду с записками Жоффруа де Виллардуэна и Робера де Клари (как раз те самые "фряги" или "фрязи", то есть представители французской знати) и Никиты Хониата (пережившего осаду Константинопля византийца) это один из важнейших источников по истории 4 крестового похода.Специалисты по древнерусскому летописанию говорят, что написано скорее всего непосредственным свидетелем.

8
-7

А есть ясность с какой стороны был этот свидетель?

0
Ответить

Ну четвертый крестовый поход бы полной импровизацией. Сначала проповедник Фульк из Нейи призывал французских рыцарей плыть в Египет. Народ собрался, занял у венецианцев на благое дело кучу денег. Но венецианцы поставили условие: сначала разграбить конкурентов - Задар. И крестоносцы ничтоже сумняшеся захватили Задар, который находился на землях Венгерского королевства и был католическим городом. Папа Иннокентий III участников похода за это проклял. Потом простил. Потом они, не понимая где взять денег, поперлись в Византию, чтобы там влезть в местные дворцовые интриги. В 1203 году они помогли одному из претендентов на трон Алексею IV Ангелу за обещанное вознаграждение прийти к власти, первый раз захватив город. Но тогда они считали себя освободителями. А через год решили поделить территорию империи вместе с венецианцами (там еще был немного немцев), собственно только перед штурмом вдруг вспомнив (искали хоть какие-то внятные объяснения своему бандитизму), что греки, оказывается, схизматики! Хотя Великая схизма и случилась в 1054 году, никто про нее до этого особенно не помнил - считали мелким церковным недоразумением. По крайней мере в воспоминаниях Робера де Клари (простого пикардийского рыцаря) есть пассаж о том, что вечером перед штурмом священники объясняли, что нападение на христианский Константинополь это совсем не грех, а борьба с еретиками - раньше про это никто и не думал. 

Таким образом, русский очевидец мог быть только офигевшим от всего увиденного свидетелем, скорее всего либо церковником, либо купцом, видимо просто приехавшим в город по делам.

+5
Ответить

Очень подробно, ценю вашу осведомленность. Мне сразу подумалось а не был ли свидетель церковником на обучение прибывшим или торговцем. Это легче представить чем путь русского в дружину франкского воина.

0
Ответить
Прокомментировать

Не смог найти ни одного документального свидетельства со стороны руских летописцев, Википедия тоже говорит, что их нет, но у европейских авторов есть мутные упоминания чего-то связанного с Русью. Также есть свидетельства об участии в крестовых походах византийских отрядов, в которых 100% были наемники славянского происхождения, что подтверждается многократными упоминаниями в текстах.

В частном порядке, вполне могли и, вероятно, даже участвовали, потому что связи между Русью и европейскими странами были довольно крепкие, церковный раскол начал ощущаться только в 13 веке, а поехать убивать и грабить по богоугодному поводу - хорошая инвестиция в семейный бюджет.

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
-6
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью