Почему примерно треть русских народных сказок академического издания Афанасьева посвящены попам? (заранее приношу извинения за формулировку, русский народ в сказках не называет их священниками)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Поп -- на тот момент совершенно нормальное название священника. 

греч. πάπας — «отец»

Священники были совершенно инородным, но, при этом очень близким явлением в деревне. 

Поэтому и становились часто героями анекдотов (т.е. короткий интересный рассказ).

Священники -- отдельное сословие в Российской империи, это уже не крестьяне (и это плохо, так как оторваны от хоть как-то обустроенной жизни крестьян), но это и совершенно не дворяне. Священники, несмотря на советскую мифологию, в большинстве были такими же нищими как и окружающий их простой люд. Грамотность чуть выше чем у крестьян, но часто неграмотные. Полностью зависимые и от землевладельца, и от крестьян, которые его содержали. Поэтому они и не в сказках часто попадали на глазах у крестьян в разные занимательные истории.

Кроме того сам рассказ всегда будет занимательнее благодаря контрасту положенного и реального. Жадный барин -- ничего особенно, это нормально. Жадный поп -- уже смешнее чем жадный барин потому, что поп не должен быть жадным. Удачный контраст для любого рассказа.

6
0

Действительно поп занимал исключительно оригинальную роль на селе. Село это там, где есть церковь, а глухая деревня, потому что нет церкви. Поэтому сказки в основном посвящены сельским священникам, т.к. и население в основном было крестьянским. Поэтому и такое обилие сюжетов про попов.

В городе же роль меняется. Лучше всего о роли и жизни священников писал видимо Лесков Николай Семёнович.

Интересно здесь другое. В неочищенных нелитературных вариантах сказок, т.е. непосредственно записанных в народе, над попом вовсе не иронизируют. Ему почти всегда отводится роль отрицательная.

Обжорство, пьянство, алчность, разврат, обман - вот этими качествами обладает герой русских сказок сельский поп. Пушкин пользовался ими, но ещё более олитературил. Балда - народный герой лишь проучил попа за скаредность. В сказке Балда наверняка бы близко узнал и попадью и поповскую дочку.

Уважения за малограмотностью и полным подчинением барину конечно и не могло быть. А оторванность от общего сельского труда вела иногда достоверно, а иногда и вымышленно именно к таким характеристикам.

При этом народ твердо знал, что ни одно поселение не может стоять без трех праведников, но почти никогда в категорию праведников батюшка не попадал.

Интересно, что Виссарион Белинский из семьи сельского дьячка. И уж досталось от него российской действительности.

0
Ответить
Прокомментировать

 Священник, поп, батюшка был заметной фигурой в дореволюционной деревне. Зачастую один из немногих грамотеев, человек к которому можно обратиться за советом. Властью и влиянием как правило не обладал, но учитывая тогдашняю религиозность ( пусть в России она всегда была весьма своеобразной) всё-таки кое-каким статусом обладал. Свадьба, крестины, похороны, молебен чтобы дождик пошёл, молебен чтобы дождик кончился и.т.д. куда же без попа? Заметный короче такой персонаж. Поэтому наряду с местным придурочным бездельником, умничкой-красоткой , царём-олигофреном и самодурным барином попадал в  фольклор. 

1
0
Прокомментировать
Ответить