Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Дуализм в истории философии – это направление, основывающееся на признании двух субстанций, материальной и идеальной. Эта фраза означает следующее: дуалисты признают реальное и самостоятельное существование материи; они также признают реальное и самостоятельное, независимое от материального носителя, существование сознания.

Классическим примером дуализма в истории философии считается Декарт, хотя этот пример не совсем корректен, поскольку Декарт всё же признавал Бога как единственную исходную субстанцию, первичную по отношению к сознанию и материи.  Тем не менее, дуалистическая тендеция в философии Декарта ясно очерчена, поскольку в пределах сотворённого мира, по Декарту, всё работает именно дуалистически.

Дуализм порождает большую философскую проблему – проблему взаимосвязи сознания и тела. Эмпирически мы знаем, что сознание и тело друг с другом взаимодействуют, но, если философский дуализм истинен, сознание и тело должны быть субстанциально различны, что исключает их взаимодействие.

Сам Декарт и его последователи пытались по-разному эту проблему решить. 

Декарт использовал гипотезу "животных духов" – полуматериальных носителей информации, передающих информацию от сознания к телу и наоборот. Это, по сути, было воспроизведением ренессансной модели с тремя уровнями реальности. Проблема в том, что в дуалистической онтологии таким духам, по идее, места быть не должно, так как они не относятся ни к сознанию, ни к материи (а дуализм признаёт только две субстанции).

Мальбранш вернулся к идее Бога как единственной субстанции и утверждал, что тело и сознание действуют автономно, а параллелизм между ними объясняется прямым божественным вмешательством (т.е., очень огрубляя, Вы подумали, что хотите встать со стула, Бог услышал Вашу мысль и заставил Ваше тело встать со стула).

Спиноза постулировал, что никакого дуализма нет, а сознание и материя являются двумя модусами (формами существования, аспектами) единой субстанции, которая тождественна Богу. Тем самым, он принимал пантеистическую позицию, т.е. отождествлял Бога и природу (поскольку материя/природа для него есть форма проявления единой субстанции/Бога).

В работе "Древо гнозиса" Йоан Кулиану утверждал, что философский дуализм есть, по сути, лишь вариант более общей религиозной дуалистической установки. 

В контексте истории религии слово "дуализм" обычно используется по отношению к учениям, которые признают существование двух соразмерных по силе божественных сущностей – например, зороастризм и гностицизм.

Логика Кулиану при этом была следующей: хотя религиозный дуализм имеет собственную специфику, в нём, особенно в гностицизме, этические/теологические категории (добый бог/злой бог) часто совпадают с онтологическими (духовное/материальное). Поэтому благой бог есть владыка царства духа, а злой – владыка материи.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
23
0

Дуализм порождает большую философскую проблему – проблему взаимосвязи сознания и тела. Эмпирически мы знаем, что сознание и тело друг с другом взаимодействуют, но, если философский дуализм истинен, сознание и тело должны быть субстанциально различны, что исключает их взаимодействие.

Не понимаю в чем проблема. У нас есть пользователь и программно обеспечение - две различные субстанции, и не каких проблем. Почему в случае с сознанием и духом это должно быть проблемой?

0
Ответить

"Пользователь" (как биологический объект), "железо" и "программное обеспечение", если говорить о компьютере, субстанциально не отличаются друг от друга. Всё это материальные объекты. В частности, компьютерная программа – это, грубо говоря, набор электрических сигналов внутри компьютера. Т.е. это, в конечном счёте, физический, материальный процесс.

Если Вы представляете сознание так же, т.е. как набор электрических сигналов в нервной системе, то это не дуализм, а один из вариантов материализма (Вы редуцируете сознание к материи или, во всяком случае, считаете его производным от материальных процессов).

Весь смысл дуализма состоит именно в постулировании субстанциальной отличности сознания от материи. Это означает, что сознание, с точки зрения дуализма, принципиально, радикально, сущностно отлично от материи, не подчиняется одинаковым с ней законам, не обладает одинаковыми с ней свойствами и т.д. 

Иными словами, у сознания и материи нет ни одного общего свойства, а сознание не может быть адекватно представлено, воспроизведено или создано с помощью материальных объектов. Отсюда и вытекает, что сознание не может воздействовать на материю и наоборот. Ещё раз: это потому, что, с точки зрения дуализма, они не имеют никаких точек соприкосновения в виде, например, общих свойств.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Если сознание может влиять на материю не вижу никаких препятствий для взаимодействия.

0
Ответить
Прокомментировать

Я думаю плохо. Монизму (особенно материализму) проще понять и легче объяснить окружающую реальность, действительность. Бытие сущего.

:) Особенно с помощью диамата и истмата.

0
0

Так  все  однобоко и скудно,  даже  неожиданно  тупо... В  век, когда открыты  лептонные  поля  мысли,  когда  обнаружено  электромагнитное и гравитационное поля,  обнаружены и очевидны  случаи  передачи  мысли на расстояние  и  мы  материализовали столько  невиданных  эффектов  поля,  говорить  о  том,  что  дуализма  нет... Когда  даже уже обнаружено  влияние  сознания  наблюдателя  на  материю  на  уровне  квантов... Слепые вожди слепых  до  сих  пор  отказываются  признать, что существует  первичность  поля  и  вторичность  материи.  Может  быть,  окончательное  признание  и  доказательство  БОГА  просто  не  хотят  принять,  потому  что  это   оправдывает   их  глубоко  греховную  двуличную  деятельность?

0
Ответить

:) Поле (физическое, а не выдумка) – это материя.

:) Если бы были открыты «лептонные поля мысли», то их "открыватели" давно были бы Нобелевскими лауреатами.

"Поскольку это было наиболее существенное свидетельство существования парапсихологических феноменов, заключение комитета было категорическим: 

Комитет не нашел научных оправданий на основании исследований, проводившихся за период в 130 лет, для утверждений о существовании парапсихологических феноменов. С точки зрения комитета обоснованные научные свидетельства не оправдывают заключения о том, что ЭСВ —получение информации об объектах или мыслях без использования известных сенсорных механизмов — существует. Не подтверждают научные данные и факта существования телекинеза — воздействия мысли на объекты без использования известных физических процессов [234; 167—168]. 

Верования парапсихологического сообщества, конечно, не были поколеблены выводами комитета, однако этого следовало ожидать: Фестингер, Рикени Шехтер при исследовании поклонников культа, ожидавших уничтожения мирапотопом, с грустью отмечали, что, если индивиду, приверженному верованию и действующему на его основании, представляются доказательства ошибочности верования, он «часто не только не усомнится, но станет еще более привержен своему верованию, чем раньше» [296; 3]». М. Хант., История психологии. М. Аст.2009, стр. 834.

Это по поводу передач мыслей на расстояние. Если бы это было очевидно, то зачем нам с Вами ноут. Читали бы сейчас мысли друг друга.

"Наконец, теория ван Ломмела доходит до утверждения, что наши мозг и ДНК являются приемниками неких не уточняемых им «волн сознания». В своих разъяснениях он то и дело прибегает к понятиям вроде запутанности, нелокальностии прочим терминам, заимствованным из квантовой физики. Не будучи специалистом в этой области, я не стал комментировать указанное место в книге ван Ломмела и вместо этого направил журналистку Надин Бёке из еженедельной газеты Амстердамского университета Folia (апрель 2008 г.) к Робберту Дейкграафу, физику-теоретику, президенту Королевской Нидерландской академии наук (KNAW). Он вынес непререкаемый приговор: "У некоторых людей есть непреодолимое влечение искать разгадку непонятных явлений непременно в квантовой физике. Но к сожалению, все свойства квантовых систем очень быстро исчезают, как только в столкновении участвуют больше, чем пара частиц. Квантовая запутанность и нелокальность — феномены, при которых частицы связаны между собою на расстоянии и могут взаимно влиять друг на друга, — возникают лишь при особых условиях: при температурах на миллиардную долю выше абсолютного нуля и в условиях исключительно высокой изоляции от внешней среды. В теплой сложной системе вроде человеческого мозга или в окружающей его среде существование чего либо из мира квантов невозможно. На обратной стороне почтового конверта легко подсчитать, что математически это исключено"". Д. Свааб., СПб. Издательство Ивана Лимбаха. 2014, стр. 419.

Это по поводу квантов.

0
Ответить

Комитет – это Комитет техники усовершенствования человеческих достижений Национального исследовательского совета США. Существует уже полтора века.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью