Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Дуализм в истории философии – это направление, основывающееся на признании двух субстанций, материальной и идеальной. Эта фраза означает следующее: дуалисты признают реальное и самостоятельное существование материи; они также признают реальное и самостоятельное, независимое от материального носителя, существование сознания.

Классическим примером дуализма в истории философии считается Декарт, хотя этот пример не совсем корректен, поскольку Декарт всё же признавал Бога как единственную исходную субстанцию, первичную по отношению к сознанию и материи.  Тем не менее, дуалистическая тендеция в философии Декарта ясно очерчена, поскольку в пределах сотворённого мира, по Декарту, всё работает именно дуалистически.

Дуализм порождает большую философскую проблему – проблему взаимосвязи сознания и тела. Эмпирически мы знаем, что сознание и тело друг с другом взаимодействуют, но, если философский дуализм истинен, сознание и тело должны быть субстанциально различны, что исключает их взаимодействие.

Сам Декарт и его последователи пытались по-разному эту проблему решить. 

Декарт использовал гипотезу "животных духов" – полуматериальных носителей информации, передающих информацию от сознания к телу и наоборот. Это, по сути, было воспроизведением ренессансной модели с тремя уровнями реальности. Проблема в том, что в дуалистической онтологии таким духам, по идее, места быть не должно, так как они не относятся ни к сознанию, ни к материи (а дуализм признаёт только две субстанции).

Мальбранш вернулся к идее Бога как единственной субстанции и утверждал, что тело и сознание действуют автономно, а параллелизм между ними объясняется прямым божественным вмешательством (т.е., очень огрубляя, Вы подумали, что хотите встать со стула, Бог услышал Вашу мысль и заставил Ваше тело встать со стула).

Спиноза постулировал, что никакого дуализма нет, а сознание и материя являются двумя модусами (формами существования, аспектами) единой субстанции, которая тождественна Богу. Тем самым, он принимал пантеистическую позицию, т.е. отождествлял Бога и природу (поскольку материя/природа для него есть форма проявления единой субстанции/Бога).

В работе "Древо гнозиса" Йоан Кулиану утверждал, что философский дуализм есть, по сути, лишь вариант более общей религиозной дуалистической установки. 

В контексте истории религии слово "дуализм" обычно используется по отношению к учениям, которые признают существование двух соразмерных по силе божественных сущностей – например, зороастризм и гностицизм.

Логика Кулиану при этом была следующей: хотя религиозный дуализм имеет собственную специфику, в нём, особенно в гностицизме, этические/теологические категории (добый бог/злой бог) часто совпадают с онтологическими (духовное/материальное). Поэтому благой бог есть владыка царства духа, а злой – владыка материи.

20
0

Дуализм порождает большую философскую проблему – проблему взаимосвязи сознания и тела. Эмпирически мы знаем, что сознание и тело друг с другом взаимодействуют, но, если философский дуализм истинен, сознание и тело должны быть субстанциально различны, что исключает их взаимодействие.

Не понимаю в чем проблема. У нас есть пользователь и программно обеспечение - две различные субстанции, и не каких проблем. Почему в случае с сознанием и духом это должно быть проблемой?

0
Ответить

"Пользователь" (как биологический объект), "железо" и "программное обеспечение", если говорить о компьютере, субстанциально не отличаются друг от друга. Всё это материальные объекты. В частности, компьютерная программа – это, грубо говоря, набор электрических сигналов внутри компьютера. Т.е. это, в конечном счёте, физический, материальный процесс.

Если Вы представляете сознание так же, т.е. как набор электрических сигналов в нервной системе, то это не дуализм, а один из вариантов материализма (Вы редуцируете сознание к материи или, во всяком случае, считаете его производным от материальных процессов).

Весь смысл дуализма состоит именно в постулировании субстанциальной отличности сознания от материи. Это означает, что сознание, с точки зрения дуализма, принципиально, радикально, сущностно отлично от материи, не подчиняется одинаковым с ней законам, не обладает одинаковыми с ней свойствами и т.д. 

Иными словами, у сознания и материи нет ни одного общего свойства, а сознание не может быть адекватно представлено, воспроизведено или создано с помощью материальных объектов. Отсюда и вытекает, что сознание не может воздействовать на материю и наоборот. Ещё раз: это потому, что, с точки зрения дуализма, они не имеют никаких точек соприкосновения в виде, например, общих свойств.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Если сознание может влиять на материю не вижу никаких препятствий для взаимодействия.

0
Ответить
Прокомментировать

Я думаю плохо. Монизму (особенно материализму) проще понять и легче объяснить окружающую реальность, действительность. Бытие сущего.

:) Особенно с помощью диамата и истмата.

0
0
Прокомментировать
Ответить