Может ли наблюдатель наблюдать то, чем он является?

Ответить
Ответить
Комментировать
7
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

С буддийской позиции, никакого наблюдателя как чего-то вечного и неизменного в реальности нет. Что-либо может возникнуть не более чем на одно мгновение, а в следующее мгновение на этом месте появляется что-то другое. Между этими состояниями могут быть иллюзорные связи, которые создают видимость бытия чего-то постоянного. Конструкции в сансаре составляются из непостоянных элементов. Как кубик льда состоит из молекул воды, которые могут проявляться в разных агрегатных состояниях. Лёд может растаять, потом вода может испариться. Между этими состояниями можно найти связи, но в реальности качества кубика льда исчезают вместе с изменением взаимодействий его непостоянных элементов. Так же и части ума человека постоянно каждое новое мгновение «тают», «испаряются», «замерзают», «конденсируются»...Если кубик льда — это условный поток молекул воды, то ум — это поток пяти групп элементов (скандх): элементов материи, элементов восприятия, элементов эмоциональной реакции, элементов формирования воли, элементов опыта и знания.

Наблюдатель может наблюдать возникновение и исчезновение этих элементов. Он может следить за тем, какие элементы оказываются полезными, а какие — вредными. Так он может прояснять, от каких элементов нужно отказаться. Например, если элементы собираются в ненависть, в жадность или в глупость, то наблюдатель может этот процесс вовремя нейтрализовать и предотвратить вред и возможные беспокойства. Это как если бы человек сплавлялся по реке на лодке, увидел впереди камни и вовремя обогнул их.

В конечном итоге все потоки ума впадают в океан нирваны. В нирване нет непостоянных элементов. Там ничего не возникает, не исчезает, не составляются никакие различаемые конструкции. Это такое вечное состояние свободы от беспокойств, состояние восприятия реальности и счастья.

3
0

Из вашего ответа выходит, что "наблюдатель" деятелен. Разве то, что воспринимает мир, и то, что действует - это одно и то же?

0
Ответить

Восприятие мира — это действие?

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Хм. Мне нужно подумать над этим. Но в любом случае, имеющаяся у меня концепция "наблюдателя" не подразумевает с его стороны каких-то иных действий, кроме восприятия мира. У вас иначе?

0
Ответить

Можно сравнить восприятие мира с формированием голограммы. Реальность — это луч лазера. Сознание — это пластинка-фильтр, сквозь которую проходит лазер. Получившееся объёмное изображение — это иллюзия, картина мира, отражающаяся опять в сознании и изменяющая его. Картина мира каждое мгновение отпечатывается как-то в сознании, изменяет его, из-за этого в следующее мгновение появляется новая картинка и т.д. То есть, получается как бы кино, которое человек показывает сам себе.

+1
Ответить

Конечно, действие. Восприятие осуществляется с помощью органов чувств. Органы чувств передают информацию о раздражителе в мозг. Мозг запускает цепь химических реакций и возвращает результат посредством нервной системы. Другое дело, есть ли у этого действия самостоятельный субъект, но то, что это действие - несомненно.

0
Ответить
Прокомментировать

Само деление на наблюдателя и на то, что мы наблюдаем - иллюзия. Она очень стойкая, и связанная с Эго, и опирается на наше представление о двойственности. Корнем является неведение, не совсем верное понимание того, каким все является на самом деле. Особенно это становится актуальным, когда разговор идет с так называемого абсолютного уровня восприятия.

Двойственность, концепции, дуальный подход очень прилипчив, и кажется нам абсолютно реальным. Однако это не совсем так.

2
0

Не совсем так - по мнению постмодернистов, прошу заметить

0
Ответить
Прокомментировать

27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
(Прит.20:27)

11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
(1Кор.2:11)

Из этих стихов Писания можно сделать вывод, что судить о самом себе может лишь человек, который живёт по духу, а не душевно, телесно, плотски. Благодаря чистому духу, который является Божественным "интсрументом" человек может познавать себя самого. 

Но следует добавить, что  понимать себя и то кем ты являешься можно всё равно лишь в определенной степени:

13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
(Пс.18:13,14)

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19 И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
(1Иоан.3:18-20)

3
-2
Прокомментировать

На самом деле наблюдать самого себя не так уж и трудно. Вполне можно сделать выводы о своих качествах, особенностях поведения, если этому не мешает личные установки превозношения или самопринижения. Иногда для объективного анализа собственных качеств даже не требуется сравнение с другими, человеческий ум вполне в силах автономно решить эту задачу, чего и доказывают нам разные учителя углуубившиеся в познание себя в их долгих инсайтах и затворах. Объективная реальность может существовать и без наблюдателя. Вряд ли в галактике Андромеда, планеты в какой-нибудь системе, никем не открытые и ни изученные от этого чего-то теряют и становятся менее реальны. Для того чтобы познавать реальность, возможно, как раз и требуется отбросить личного наблюдателя в голове, и наблюдать все просто таким какое оно есть, без затуманивания личными ассоциациями и интерпритациями.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью