Sima Orekhanov
май 2015.
1668

Зачем советским полководцам делают конные памятники, если они, очевидно, ездили верхом только на парадах, а все свои победы одержали пешком?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Конный памятник - это жанр монументальной скульптуры, которая, как всякое искусство, не напрямую связана с реальностью. Начиная с конной статуи Марка Аврелия, стоящей в Новом Дворе музеев Капитолия в Риме, правитель и/или великий полководец изображается на коне - это подчеркивает его величие, буквально высокое положение над подданными, нередко подкрепленное соответствующей "властной" жестикуляцией.

Так, простертую руку римского императора в России равно цитируют Петр Великий и Георгий Жуков. Какие-то обыденные основания для конных изображений полководцев имелись до появления огнестрельного оружия. С ростом рисков начальство эвакуировалось в изящный шатер вне досягаемости пули, а потом в сыроватый, но надежный блиндаж, способный защитить от бомбежки.

Конное изображение осталось в культуре как знак триумфа, не имеющий прямого отношения к способности конкретного полководца держаться в седле.

Eсли быть занудой и формалистом, то советские военачальники были не чужды лошадям.Жуков и Рокоссовский, например, начинали службу именно в кавалерии.

Если же серьезно, то конные памятники, вполне очевидно, просто продолжают традиции статуй воинов-победителей. Памятник Коневу на "Виллисе" или Катукову на танке был бы, конечно, авангардистским, но изготовители реальных статуй решились на нечто более традиционное.

В случае же с самым известным подобным памятником - Жукову у Кремля - загадки никакой нет, Георгия Константиновича запечатлели в том виде, в каком он принимал парад победы в 1945-м.

Ответить