Алексей Вечерний
апрель 2019.
12536

Почему люди в Средневековье были словно сумасшедшими, фанатичными и безобразными, и почему все вдруг стали такими цивилизованными и нормальными?

Ответить
Ответить
Комментировать
12
Подписаться
3
8 ответов
Поделиться
  1. "Сумасшедшие, фанатичные, безобразные" - это очень эмоциональная оценка, которая основана, скорее, на современных литературных и кинематографических интерпретациях нежели на конкретных документах и свидетельствах той эпохи.

Правильнее, наверное, было бы говорить о неграмотности и непросвещённости, как о наиболее значимой характеристике европейцев в те времена.

  1. Смотря о каком периоде Средневековья идёт речь: "тёмные века", протянувшиеся с VI по X-XI столетия, очень сильно отличались от XIII-XV столетий, в течение которых начался переход к Новому Времени, занялся рассвет Возрождения, расцвела эпоха гуманизма, появилось много выдающихся мыслителей и писателей. Абеляр, Фома Аквинский, Петрарка, Бокаччо, Веронезе - это люди Средневековья.

  2. В то время, как "тёмные века" опустились на Европу, в Византии, Сасанидской империи, Индии, Китае, в новообразованных исламских странах процветали образование, наука и искусства. Первый известный в мире университет появился в марокканском Фесе в 859 г.

  3. Причины одичания европейских народов известны - это распад Древнего Рима и его культурной цивилизации, с которой было уничтожено образование, а также занятие науками и искусствами, развал экономического организма и нарушение торговых путей, разорение городов, которые всегда выступали центрами культуры и знания, дезорганизация общения и передачи знания, опыта и навыков между народами и группами населения, наступившая их локализация, исчезновение общих языков общения - греческого и латинского, утверждение нравов и обычаев культурно слабых народов.

Консервации этих процессов содействовало отсутствие спокойной мирной жизни, растянувшееся на несколько веков перемещение народов по континенту и регулярная перекройка границ, формирование новых государств.

  1. Соответственно, преодоление этих разрушительных явлений и их последствий, на протяжении веков вело к постепенному восстановлению цивилизованности и культурности новых европейских народов: экономическое развитие и потребности торговли налаживали связи между странами и внутри них, потребности сохранения и передачи знаний, повышения квалификации и уровня навыков налаживали систему образования, рост влияния и мощи Франции создал новый общий язык общения для всей Европы.

Амбиции новых правителей новых государств, как, например, Карла Великого, содействовали важному процессу объединения Европы, что вело к росту городов, активизации городской жизни, а с ней - культуры и образования.

Вот так это примерно происходило.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
35
-6
Прокомментировать

Ну это же не вдруг, это долгий многовековой процесс смягчения нравов. Можно почитать "О процессе цивилизации" Норберта Элиаса, он прямо увязывает цивилизованность с ростом самоограничений, в том числе в плане этикета.

Немного с другого ракурса, но о том же я высказывался тут: чем больше размер общества, тем сложнее приходится быть его морали, тем большее разнообразие она должна допускать, а это автоматически означает усиление ограничений на реакцию в адрес других людей, принятие инаковости.

Я считаю, что можно выделить значимый вектор в развитии человечества, в направлении которого постоянно возрастает требование к строгости обоснований причинения вреда другим - и это и есть рост цивилизованности. Раньше приемлемым поводом для убийства были вещи куда меньшие, чем сейчас.

И можно еще с одной стороны посмотреть - чем выше качество жизни, тем больше люди ее ценят, а начиная ценить свою жизнь, они становятся заинтересованы в том, чтобы и другие ценили их жизнь. А чем больше мы ценим жизни друг друга, тем выше качество нашей жизни, то есть это процессы, которые способствуют друг другу.

Исходя из сказанного, можно с высокой степень вероятности утверждать, что смягчение нравов - не случайный, а вполне закономерный процесс.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
-1
Прокомментировать

Я вот тоже так думал, рассматривая шедевры старых итальянских мастеров, изображавших в основном аристократов и высшее духовенство: ну что это за сборище тупых уродов, у которых на лицах запечатлены все грехи человеческие с полной откровенностью? Но потом как-то увидел современную фотографию, кажется, с торжеств по случаю избрания очередного Папы Римского, и что-то мне показалось знакомым... Да вот же они - те же самые лица со старых картин! Ничего не поменялось.

2
0
Прокомментировать

Субъективщина далее.
Прости автор, но я знатно проорал с твоей оценки.
Я просто представил, как бы ты полыхал на костре, скажи "местным" того времени, что ангина не лечится кровопусканиями и молитвами. Уж прости, но это правда смешно.
Ценности, стереотипы, правила жизни, принципы, законодательство, философия, наука, образ мышления, физиология - да всё было разным. Сознание человека менялось едва ли не каждое столетие и сравнивать этих людей - чертовски неправильно, на мой вкус. Как яблоко и банан. Вроде фрукт, а свойства и характеристики разные. Не так ли?
Потому, я скажу тебе так. Фанатичность, сумасшествие и безобразие - лишь твоё субъективное суждение, которое основано на нынешнем стандартном мышлении современного социума.
Может стоит пересмотреть своё отношение? Если сказать проще, то понять и простить. Тогда среденвековые люди и не будут казаться такими уж безобразными, м?

1
0
Прокомментировать

я думаю, что это произошло благодаря смене культурной парадигмы общества: известный социолог и культуролог Питирим Сорокин считал, что существует три типа суперсистем культуры и все общества строятся на одном из них. Эти системы связаны друг с другом и могут чередоваться причем чередуются они тоже по определенным закономерностям. Итак, что это за культурные суперсистемы: 

а) чувственный тип (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает "истина чувств" и истина наслаждения, материализм,"земной"взгляд на вещи и так далее.

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, "духовные" ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. "истина веры" и истина самоотречения. В этой культуре напротив все «земное» расценивается как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха) .

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, "человеческими умами будет руководить истина разума".

Средневековье отмечалось как раз таким типом культуры, в котором господствовал церковный взгляд на бытиё, Церковь диктовала свои идеи народам, королям, императорам, царям и т.д. Она пыталась заставить народы жить идеями Царствия Божия причем иногда не гнушалась насилия для достижения этих целей. Все земное рассматривалось как низменное, греховное ( по крайней мере в её учениях). Такая "политика" привела к разного рода перекосам и когнитивному диссонансу в сознании людей, ибо и учения той церкви и её методы внедрения этих учений были деструктивными. Пришел момент и все эти накопленные перекосы привели к "революционным" настроениям, которые вылились в идеи Реформации, Ренессанса, революции в Европе и т.д. целью которых было кардинальным образом многое изменить. Начинается эпоха позитивизма, в котором во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его  практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая  деятельность в материальном мире. Социальным преобразованиям в ходе  революций и ожесточенной борьбы «третьего сословия» за власть и против прежней общественной и государственной системы соответствовали  преобразования в сфере культуры, сопровождавшиеся жестокой борьбой идей,  прежде всего яростной критикой религии и философского идеализма  (который трактовался как «рафинированная» форма религии),  «спекулятивного» («абстрактного», т.е. не связанного с практической  жизнью и практическими интересами людей) мышления.

Этот процесс еще иногда называют расколдовыванием сознания:

.Расколдовывание мира — процесс секуляризации и демифологизации общественной жизни, ознаменовавший поворот в истории европейской мысли к рационализму и позитивизму в эпоху модерна (современности). Данный феномен впервые был отмечен поэтом Фридрихом Шиллером и получил более широкую известность благодаря трудам немецкого учёного Макса Вебера, оформившись в отдельную концепцию.

Согласно Максу Веберу, «расколдовывание мира» представляет собой длительный, начатый ещё со времён античности процесс отказа от объяснения природных феноменов через мистические,  магические и другие потусторонние силы. При этом, кульминацией этого  «расколдовывания» представляется развитие эпохи протестантизма, когда религия смещает внимание с неземного на мирские задачи и проблемы.

2
-1
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью