Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем заключается критика Гегеля Шопенгауэром?

ФилософияНаука
Артем Никифоров
  · 16,1 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 31 окт 2015  · academia.fzrw.info

Во-первых, у Шопенгауэра и Гегеля разные исходные посылки. Для Гегеля сущность мира выражает Абсолютная Идея, а одним из главных тезисов является тезис о тождестве бытия и мышления. Для Шопенгауэра мышление творит только мир представления, а подлинная реальность мира (воля) внерациональна.

Во-вторых, Шопенгауэр ругает последователей Гегеля за то, что они то ли не поняли Канта, то ли не согласились с Кантом, считая понятия пространства и времени выводимыми из опыта. В работе "О воле в природе" он пишет:

"Иные же, причастные нашему немецкому «философскому ремеслу», идут в своем стремлении освободиться от столь противоречащего их целям Канта другим путем: они не полемизируют прямо с его философией, а пытаются разрушить основы, на которые она построена, но при этом оказываются настолько оставленными всеми богами и всякой способностью суждения, что нападают на априорные истины, которые так же стары, как человеческий рассудок, даже составляют его, и противоречить которым нельзя, не объявляя войны и ему. На таково мужество этих господ. К сожалению, мне известны только трое [...] из них; боюсь, что есть еще и другие, занятые этим подкопом и обладающие невероятной наглостью полагать, будто пространство возникает a posteriori, как следствие, как простое отношение предметов в нем, утверждая, что пространство и время эмпиричны по своему происхождению и принадлежат телам, что только благодаря нашему восприятию сосуществования тел друг подле друга возникает пространство и благодаря нашему восприятию изменений друг после друга возникает время (sancta simplicitas!) (святая простота! (лат.).) будто слова «друг подле друга» и «друг после друга» могут иметь смысл без предшествующих, придающих им значение созерцаний пространства и времени..."

Суммируя, можно сказать, что Шопенгауэр критикует Гегеля и его последователей за то, что они придали мышлению онтологическое значение, сведя реальность к миру, который конструируется мышлением. Тем самым они, по мнению Шопенгауэра, превратили философию в некритичный догматизм. Для иллюстрации возьмём ещё одну развёрнутую цитату, на сей раз из работы "Мир как воля и представление":

"...в философских размышлениях удивительным образом только то, что каждый продумал и исследовал для себя самого, впоследствии идет впрок и другим, а не то, что уже с самого начала было предназначено для других. В первом случае размышления отличаются прежде всего безусловной честностью: ведь самих себя мы не стараемся обманывать и не дарим себе пустых орехов; вот почему всякая софистика и всякое пустословие отпадают, и каждый написанный период тотчас же вознаграждает усилия, потраченные на его прочтение. Вот почему мои сочинения так явно носят на своем челе печать честности и искренности, что уж одним этим они резко отличаются от произведений трех знаменитых софистов послекантовского периода: меня постоянно находят на точке зрения рефлексии, т. е. разумного обсуждения и честного изложения, и никогда не находят на пути инспирации, именуемой интеллектуальным созерцанием, или абсолютным мышлением (действительное же имя ее - пустозвонство и шарлатанство). Работая в этом духе и беспрерывно наблюдая, как ложное и дурное пользуется всеобщим признанием, как пустозвонство {Фихте и Шеллинг} и шарлатанство {Гегель} пользуются крайним уважением, я давно уже отказался от одобрения своих современников. Невозможно, чтобы то современное общество, которое в течение двадцати лет провозглашало величайшим из философов какого-то Гегеля, этого умственного калибана, и провозглашало так громко, что эхо звучало по всей Европе, - невозможно, чтобы оно соблазняло своим одобрением того, кто это наблюдал. Оно больше не имеет почетных венков для раздачи, его хвала продажна, и его порицание ничего не стоит".

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
1 эксперт согласен
"Суммируя, можно сказать, что Шопенгауэр критикует Гегеля и его последователей за то, что они придали мышлению онто... Читать дальше
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель. Помогу найти дело жизни, обрести уверенность...  · 12 мар 2023  · wapp.click/79513201746
Шопенгауэр критиковал Гегеля по нескольким основным причинам:  - Разные исходные посылки: для Гегеля сущность мира выражает Абсолютная Идея, а для Шопенгауэра — воля, которая проявляется в мире как представление.  - Бессмыслица и продажные идеи: Шопенгауэр считал, что гегелевская философия состоит на три четверти из чистой бессмыслицы, а на одну четверть из продажных... Читать далее
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Первый
Культура, философия, искусство и музыка - мои увлечения. Математика и преподавание...  · 13 сент 2021
См. выше, там всё изложено (играйте в школу без меня). Однако я бы не назвал эту критику исчерпывающей, т.к. гегелевские определения, которые превратились в популярный философский жанр, не выдерживают никакой критики, не столько в силу пустоты, как выразился Сам Гегель о своей философии (см. "Кто мыслит абстрактно"), сколько в силу необычайной ширины и неконкретности... Читать далее