Алиса Завельская
апрель 2019.
4464

Почему так много русских людей из самых разных слоёв общества говорит и думает матом? Почему нецензурная лексика настолько плотно сидит в нашем национальном сознании (вопрос к людям из науки)?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
3
6 ответов
Поделиться

Предупреждение. В тексте присутствует русский мат, в демонстрационных целях, поэтому, если он вас оскорбляет, не читайте данный текст.

Проведите эксперимент: возьмите копилку и кидайте в неё каждый раз по рублю, как только вы произнесете матерное слово. И так в течение месяца. Подозреваю, что к концу эксперимента у вас накопится довольно приличное количество денег.

Жители России слишком много матерятся. Лично меня, как несостоявшегося филолога, а ныне студента-психолога, интересует этот вопрос именно с точки зрения двух этих наук. Но, коротко погуглив по Киберленинке и eLibrary, я не нашел ни одной статьи, которая бы касалась причин распространения и укоренения русского мата в речи людей. Вероятно, что кто-то исследовал эту тему и весь мой дальнейший спич уже повторяет чьи-то мысли и идеи, но это и хорошо.

Совокупность собственных мыслей по поводу данной проблемы я мог бы назвать биопсихосоциолингвистической теорией распространения русского мата. Только русского потому, что я знаю хорошо только русский язык, и говорить о каких-то иностранных языках и их феноменах было бы некорректно. И, кроме того, поскольку никакая сволочь не заполнила мою анкетку, которую я сделал год назад для формирования этой теории, то я буду нагло спекулировать, кому надо доказывать, пусть доказывают.

Из названия понятно, что я буду выделять четыре типа факторов, влияющих на распространение и укоренение русского мата: биологический, психологический, социальный и лингвистический.

Поскольку русский мат – языковой феномен, то начать надо с лингвистического фактора, как базового. Он относится как к проблеме распространенности, так и к проблеме укоренения. В большинстве статей филологами исследуется культурологический аспект мата, приводятся данные о том, что в Древней Руси данные слова были чуть ли не магическими, и поэтому появилось табу на их употребление. То есть, акцент в исследованиях делается на семантическую составляющую слов.

Я же в своём предположении хочу сделать акцент на морфологию. Для этого вспомним профессора Л.В. Шербу и его знаменитую фразу “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Идея, которую профессор Щерба доказывал своим студентам на примере этой фразы, состоит в том, что огромное количество информации в русском языке передается через морфологию слова, то есть его составные части, аффиксы. Кроме того, здесь же подключается и закон подобия.

Когда мы читаем фразу Щербы, мы понимаем, что “куздра” женского рода, потому что она а) “глокая” и “будланула” и б) она “курдячит”, поэтому она одушевленный предмет. Кроме того, есть “бокренок”, кем бы он ни был, что говорит о репродукции “бокров”, либо различных состояниях, да и очевидно, что он меньше, чем большой “бокр”. Посмотрите, мы узнали уже очень много, кроме того, кто это все такие, собственно. Для большей иллюстративности этого феномена можно почитать сказки Людмилы Петрушевской.

Для понимания фразы нам было достаточно того, что в словах используются аффиксы русского языка, а корни теоретически могли быть любыми. Понятно, что данный феномен распространяется и на русский мат. Существует огромное множество производных от тех пяти слов, которые запрещены Роскомнадзором для публикации в СМИ, и все эти слова образуются с использованием аффиксов русского языка.

Для большего понимания прочитаем фразу: НАХУЯ ДОХУЯ НАХУЯРИЛ? ОТХУЯРИВАЙ НАХУЙ!

Каждый представил что-то своё в данном случае. Но из приведенной фразы нам ясно, что:

  • общаются двое, один из которых мужчина
  • этот мужчина сделал что-то избыточное
  • второй собеседник недоумевает (что передается эмфатическим ударением во второй половине фразы).
    На самом деле эта фраза взята из советского анекдота про двух грузчиков угля на железнодорожной станции, один из которых слишком много угля насыпал в тачку.

Несмотря на то, что пример из анекдота, но он даёт нам понять, что мат используется в описании процессов и состояний в локальных ситуациях, при этом предмет коммуникации должен быть как можно более материальным и конкретным. Проблематично будет написать научную статью с использованием большого числа матерных слов именно потому, что в научном языке важно семантическое значение слов, и никакие филлерные корни на могут его передать.

Ситуация считается локальной, если

  • она происходит здесь и теперь, и все говорящие непосредственно видят то, о чем говорят (например: “ХЕРНЯ ПОЛЕТЕЛА” – нечто, что доступно для восприятия обоих говорящих, действительно полетело, либо же сломалось),
  • ситуация не происходит здесь и теперь, но разговор согласован в образах восприятия, и все коммуниканты понимают, о чем идет разговор (возможно, что ситуация хорошо известная или же регулярно повторяющаяся).
    Коммуникация не получится, если один коммуникант говорит о чем-то, используя мат в качестве филлерного корня, а второй – не видит этот предмет или же не имеет предварительных сведений о той ситуации, о которой ему пытаются сообщить.

Всё вышеописанное является проявлением закона экономии, который так же существует в языке. Люди говорят так, как им удобнее и быстрее передать информацию. Опять же спекулируя, замечу, что этот фактор распространенности мата будет превалировать у лиц с низким интеллектом или же дефицитами в образовании. Для таких людей требуется усилие, чтобы подобрать навскидку правильное слово без специального конструирования фразы с использованием слов разного семантического содержания. А владение морфологической структурой слов и синтаксисом заучивается машинально.

Ещё раз, как резюме: мат используется как филлерный корень (поскольку слов без корня быть не может в принципе, кроме междометий) в локальных ситуациях, где достаточно средств морфологии для передачи информации.

Вторым я буду рассматривать социальный фактор, поскольку он прямо связан с предыдущим.

Здесь стоит обратить внимание на две вещи: воспитание и адаптацию.

Во-первых, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры чуть более чем полностью описывает то, как дети перенимают и усваивают модели поведения через подражание. Кто не знает, можете почитать про эксперимент с клоуном, которого маленькие детки забили бы насмерть, если бы он не был куклой. Вероятно, что речь можно рассматривать как форму поведения, которую также можно усваивать через подражание. Обратить внимание тут стоит и на понятие значимого взрослого. Предполагаю, что поведение будет перениматься от значимого взрослого намного сильнее вне зависимости от эффективности этого поведения. Значимыми взрослыми становятся те люди, которые удовлетворяют физиологические потребности ребенка, а так же позитивно подкрепляют его поведение, возникающие у него мысли, идеи и интересы. Подозреваю, что собственно удовлетворение потребностей и служит тем подкреплением, которое заставляет ребенка перенимать формы поведения от родителя. В подростковом возрасте уже появляется референтная группа, и она формирует поведение ребенка, поскольку удовлетворяет его потребности в признании, самостоятельности и всякое такое прочее…

Вопрос адаптации также лежит в области бихевиорального научения. Не всегда нам приходится жить и работать там, где мы хотим, и иметь рядом с собой тех, кого мы хотим. Из-за разницы в культурном уровне, ценностях возникают дискоммуникативные ситуации, когда коммуниканты не могут согласовать свою активность по причине различий в понятиях, которыми они оперируют. При избытке дискоммуникативных ситуаций возникают конфликты, которые понижают социальный статус адаптанта в той среде, в которую он попал. И если человек не мазохист, он стремится соотнести своё поведение с окружающей его действительностью для уменьшения количества этих дискоммуникативных ситуаций, что приводит к перениманию форм поведения окружающих его людей, что проявляется и в речи. Подозреваю, что движение может быть как в сторону прогресса, так и в сторону регресса, но – опять же, подозреваю, – что в сторону упрощения поведение формируется намного эффективнее. Что возвращает нас к лингвистическому фактору и закону экономии.

Теперь поговорим о психологическом факторе, влияющем на описываемый феномен. Собственно, вышеописанное тоже относилось к области психологии, но здесь я буду говорить не о социальных ситуациях, а о личности.

Для эмпирического подтверждения данной части теории я посмотрел пару десятков роликов с автомобильными авариями, содержащие уникальные образцы русского мата. Если посчитать количественно, то как правило, яркие эмоциональные высказывания произносятся людьми, считающими себя потерпевшими. Да и вообще, опираясь на жизненный опыт, каждый человек может вспомнить, что ему хотелось применить крепкое выражение в ситуации, когда он имел слабую позицию в ситуации, чувство незащищенности. Вполне естественно услышать что-то типа “АХ ТЫ Ж ЕБАНЫЙ ТЫ НАХУЙ!”, в ситуации, неожиданной для субъекта. Предполагаю, что момент неожиданности также создает чувство незащищенности, неполноценности. Что прямо приводит нас к Адлеру и его теории. По крайней мере, это похоже на теорию Адлера о том, что чувство неполноценности компенсируется превосходством, просто он описывает это на более сложных формах, длительных во времени. То, почему мат в данном случае воспринимается, как превосходство, я постараюсь описать ниже.

Кроме того, слабая позиция в ситуации может быть рассмотрена как опасность, и использование мата может быть частным проявлением реакции “бей или беги” по Уолтеру Кеннону. Вообще-то это чисто физиологическая теория, и тут мы должны перейти к биологическому фактору. По Кеннону, в момент опасности происходит много всяких интересных штук на гормональном уровне, повышается уровень адреналина и т.п., в результате чего возникает ресурсное состояние для того, чтобы быстро удрать от опасности или же не рассуждать, а немедля схватить меч и наброситься на врага со всей яростью. Предполагаю, что использование мата – это суррогат мордобоя, поскольку люди всё таки социальные существа и ограничены социально-приемлемым поведением. У животных это проявляется в виде лая, шипения и рычания, а у человека в виде мата.

Вернувшись к подростковому возрасту и референтной группе, можно поговорить о доминантности. Потому что два по-разному произнесенных слова: “ебать” и “ЕБААААААААТЬ!” – это как 13 см и 25 см, если мы решим помериться в своей группе. Это распространяется за пределы референтной группы, и используется в дальнейшем всю жизнь, если оно будет подкреплено в этой референтной группе (например, вниманием девочек). Доминирует тот, кто громче и эмоциональнее произнесет мат, да ещё и более низким мужественным голосом. И понятие доминантности связывает нас с теорией Адлера и стремлением к превосходству.

Стоит ещё связать биологический и лингвистический факторы через семантическое содержание мата. Но тут я буду полностью спекулировать, поскольку средств проверить этот кусок теории у меня нет.

Посмотрим на слова. ХУЙ. ПИЗДА. ЕБАТЬ. БЛЯДЬ. ХЕР (не совсем мат, эвфемизм слова ХУЙ, взятый по первой букве, которая так и называлась Хер в церковно-славянском алфавите, отсюда пошло слово “похерить” – перечеркнуть крестом). Ещё есть всякие ПИДОРАСЫ, ГОНДОНЫ… Тысячи их.

Содержательно все эти слова относятся к сексуальной сфере человека. Кроме слова СУКА, которое аббревиатура от “спец-укомплектованный актив” – члены исправительного лагеря, завербованные администрацией и стучащие на коллег. Хотя, опять же к Адлеру, использование слова СУКА в обывательском понимании ставит объект высказывания ниже в социальной иерархии.

Исходя из сексуальной отнесенности содержания слов можно предполагать, что при их произнесении субъект испытывает сексуальное удовольствие. Косвенно это можно доказать, если провести опрос на большой выборке, используют ли люди во время полового акта все вышеописанные слова и их производные и насколько это помогает им испытывать более яркий оргазм.

Кроме того, можно было бы посадить в томограф человека и заставить его петь матерные частушки, а так же прослушивать их. Это бы доказало или опровергло подкрепление использования мата его сексуальной семантикой и физиологическим удовольствием. По крайней мере уже есть исследования, которые описывают, что при использовании ругани (не совсем понятно, был ли там мат или иные экспрессивные слова), повышается порог чувствительности к боли. Опять же, не совсем ясно, это был психологический эффект, типа плацебо, или имели место реакции на гормональном уровне.

Я предполагаю, что все 4 описанных фактора действуют не отдельно друг от друга, а тесно связаны между собой в единый процесс, просто располагаясь на разных уровнях реальности и имея на них более или менее яркие проявления. Именно за это я и ненавижу психологию, как науку, она описывает реальность локальными теориями, отдельные части которых могут выполнять в других плоскостях реальности другие функции. Ну да не суть важно.

Итого, я коротко описал всё, что я думаю о распространенности и закреплении русского мата в русской речи с опорой на некоторые общие теории, а так же некоторые предположения. Если кто-то знает годные исследования, дайте почитать, потому что я действительно ни одного не нашел. Вероятно, проблема состоит в презентации результатов в официальных источниках, ведь надо описывать или представлять стимульный материал.

27
0

Будто бы прочла диссертацию сейчас! Очень занимательно и познавательно вы ответили, спасибо

+4
Ответить

Слово "сука" (как, разумеется, и слова "кобель" и "щенок", и просто слово "собака", а также слова "кобыла", "козел", "свиноматка" и масса им подобных) не имеет НИ МАЛЕЙШЕГО отношения ни к матерной, ни просто к "нецензурной" лексике (и никогда не имело - вообще, от слова "совсем", ни по каким показателям), а само по себе - не имеет отношения даже к ругательствам, а является столь же нейтральным и общеупотребительным, как и слово "львица" для обозначения самки льва. Не знаю, к чему оно сюда приплетено - с тем же успехом можно было бы приплести слово КОБЫЛА, которое тоже используется некоторыми не только в отношении самки лошади...

+3
Ответить

Люди уже перестали понимать русскую речь и больше понимает мат. И применительно к ситуации и применительно к общему положению.

Важным фактором применения русского мата является все вышеперечисленное, а также иногда необходимость внести эмоциональную окраску к описанию ситуации.

Реакции людей на русский мат, сразу эмоционально окрашенного, незамедлительны и понятны.

Распространение мата произошло в большинстве из-за социально-политической ситуации в стране в среде маргиналов и приближенных к ним слоев общества в 90-е годы 20 века.

Далее произошедшее расслоение общества привело к всеобщему использованию матерных слов.

Часто эти слова можно услышать в песнях, частушках и прочем народном творчестве (пословицы, поговорки, прибаутки).

На мой взгляд, использование мата вместо цензурных слов несет скорее эмоциональную окраску, чем желание обидеть (оскорбить, унизить)

0
Ответить
Прокомментировать

Я не человек из науки. Я человек из стройбата. Первый год я держался. На второй начал на мате говорить и думать, как все вокруг. Это попросту языковая среда: на второй год, если все вокруг говорят только по-английски, есть большая вероятность заговорить по-английски, - полное погружение.

И мат - хорошее выразительное средство. Когда я хотел обходиться без него, некоторые понятия мне приходилось сперва мысленно переводить на "литературный" язык, чтобы произнести, - и, знаете, перевод получался не совсем точный, важные оттенки смысла уходили.

Впрочем, когда вернулся, вернуться к нормальному языку было на самом деле легко. 

Но если живёшь среди людей, которые матом думают и говорят, - а это вовсе не только армия и флот, - очевидно, да, так и будешь...

Если вокруг курят и пьют пивасик, - да, с большой вероятностью будешь курить и пить пивасик, чо...

Не думаю, что в соответствующих кругах в других странах используют ругательства меньше. Просто с местными особенностями. Где-то, например, соответствующий уровень "свободы речи" и "мачистости" обеспечивают не половые слова, а богохульства. Тоже ничего...

10
-4
Прокомментировать

Если сравнивать эпоху СССР и современное общество, то сейчас процент матерщины увеличился.   Это мое ощущение такое. Я не могу смотреть фильмы где англоязычный мат переводят дословно на русский, потому что это не корректно. Русский мат несет более сильную эмоциональную нагрузку, чем англоязычный. Для англоязычной публики это лишь терпкие словца, а по-русски - это реальное оскорбление или хамство. И вот это хамство и оскорбление в России сводиться до бытового общения на всех уровнях и в любой среде. И вся вот эта блевотина льется из фильмов , книг и песен абсолютно свободно. Так происходит, когда начинают бездумно копировать чужую культуру, когда у своей еще много проблем.

5
-2

Каких фильмах? Мат запрещен в кино, играх и тд

0
Ответить

В интернете много новоявленных выпускников лингвистических ВУЗов  переводят фильмы, которые изобилуют матом. Наверное сейчас не учат, что надо переводить не только дословно, но в первую очередь адоптировать перевод под особенности культуры. Даже на телевиденье проскальзывает, просто его на американский манер затирают. Но, его там вообще не должно быть ни при каких условиях. Это все говорит об уровне деградации русскоязычной культуры.

+1
Ответить

В мафии 2 например куча матов в оригинале, там рекорд из всех игр. А в русской версии ни одного мата нет, поэтому главные герои похожи на культурных итальянских мафиози. В оригинале ГГ напоминают гопников.

0
Ответить
Прокомментировать

Ну, для начала давайте вспомним, что такое ругательства в принципе и для чего они нужны. "Изобретены" они были человечеством еще в первобытные времена - как экспрессивное выражение эмоций и - что самое главное - как замена, суррогат физического насилия. Грубо говоря, ты мог отоварить раздражающего тебя "оппонента" дубиной по голове, а мог его просто обматерить, выплеснув эмоции и разрядившись таким сравнительно безвредным способом. Главное, все целы. Да, физическое насилие и ругань часто сочетаются и по сей день, но все-таки руганью дело обходится куда чаще, иначе бы все друг друга давно поубивали.

В России, с ее вечной "вертикалью власти" и бесправием "нижних чинов", ругательства и еще юмор (а часто совместно, см. т.н. похабные частушки и пр.) зачастую были - и во многом остались - единственными средствами для русского человека хоть как-то выразить свою позицию, не рискуя своей свободой и жизнью. Хоть плюнуть вслед и обматерить очередного боярина, как бы он ни назывался, - ведь ни с кулаками на него не полезешь, ни в суд на него не подашь, не говоря уже о смещении на выборах, о чем вы вообще. За ругань тоже могли привлечь, кто бы спорил, но русский человек обычно понимает, где, когда и при ком чего говорить, а чего нет.

Плюс еще традиционное российское пуританство (а.к.а. Духовные Скрепы), когда сексуальные темы - табу, и это пуританство навязывается "сверху" теми самыми "боярами", которые, разумеется, в своих теремах (дачах, виллах и пр.) творят что хотят, долбаные лицемеры. Как тут не подъелдыкнуть и не материться назло им (матерные слова-то у нас исключительно про секс) - народ русский себя не на помойке нашел. Вы нам запрещаете, про мораль трындите, - а мы будем, кто вы такие вообще, уроды моральные.

Короче говоря, мат и юмор, а также матерный юмор как единственно доступная "территория свободы" - так это и закрепилось в национальном характере.

2
0
Прокомментировать

Широкое  распространение  нецензурной  лексики - это  следствие   - а) повсеместного  распространения  атеизма  и  отхода  людей  от  веры  в  Бога; б) широкого  распространения  криминально-тюремной  субкультуры  и  связанных  с  ней  особенностей  поведения, в  том  числе - и  постоянного  использования  мата  в  повседневном  общении; в) отсутствия  в  обществе  запроса  на  неприятие  матерной  брани, вследствие  чего  она  широко  распространена  не  только  среди  людей  определенных  профессий  в  определенных  местах  и  условиях (например, я  никогда  в  жизни  не  слышал, чтобы  мой  покойный  отец  использовал  мат - до  тех  пор, пока  не  попал  к  нему  на  работу (мне  тогда  было  лет  12); он  мне  потом  объяснил, что  то, что  я  услышал - это  очень  плохие  слова, и  он  их  иногда  употребляет  вынужденно  и  только  в  определенных  случаях  и  надеется, что  я, когда  вырасту, не  буду  их  употреблять - ну  разве  что  в  случаях, когда  ударю  молотком  себе  по  пальцу  или  в  аналогичных  случаях, чему  я  в  своей  взрослой  жизни  всегда  стараюсь  следовать), но  и  практически  среди  всех  категорий  населения - детей, подростков, молодых  девушек, женщин, интеллигенции, стариков - всех, причем  и  внутри  семьи  многие  общаются  тоже  с  применением  нецензурной  лексики, причем  даже  не  во  время  скандалов, а  просто  "для  связки  слов". Для  того, чтобы  мат  покинул  общественное  пространство - нужно  его  активное  неприятие  самими  людьми, чтобы  матерщинники  вызывали  у  окружающих  возмущение  и  нежелание  находиться  с  ними  рядом. Только  в  этом  случае  мат  можно  победить.

7
-5

Во-первых, в тюрьме матерная ругань не приветствуется, за неакккуратное выражение могут очень сильно спросить, так что блатная романтика тут не при чём. Во-вторых, атеистов сейчас меньше, чем в советские времена, а ругаются больше. И до революции ругались, когда практически все верующими были. Так что атеизм тоже не виноват.

+3
Ответить

В тюрьме матом не ругаются, а разговаривают, впрочем, как и на воле. 

Атеистов сейчас не меньше, а больше, чем в советские времена, просто они декларируют себя как "верующих" и два-три раза в год посещают церковь - на Рождество, на Крещение и на Пасху, в остальное время полностью игнорируя все, что включает в себя понятие - быть верующим, и.е. они не молятся дома, они не соблюдают постов и не отмечают праздников (кроме вышеуказанных), они не читают Священное Писание, они не стараются жить по Евангелию. То есть они просто называют себя верующими, на самом деле не будучи таковыми. И таких сейчас подавляющее большинство.

До революции мат был характерен для лиц определенных профессий (ср. "ругается как сапожник", "ругается как извозчик"), в целом же для большей части людей матерщина не была характерна, и тем более она не употреблялась "для связки слов" всеми категориями населения, как это можно слышать сейчас.

+3
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью