Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В каком архитектурном стиле строятся современные российские многоэтажки?

Искусство и культураАрхитектура+2
Анонимный вопрос
  · 5,8 K
Первый

Однозначное название этого стиля сформулировать практически невозможно.

В современном архитектурном дискурсе термин «стиль» применяется настолько редко, что кажется почти забытым.

Как бы просто и очевидно это ни звучало, но пока, чтобы указать на современную архитектуру, так и говорят - «современная» (в англоязычном варианте - contemporary), что само по себе далеко не ново: названия «Модерн», «Модернизм» и «Ар Нуво» закрепились именно таким образом.

В современной архитектуре существует множество течений. Они не перегружены канонами, они открыты: соединение разных стилистических приемов не только возможно, но и как будто необходимо. Синтез является важной частью современного архитектурного языка.

large_file-d8417ab5-5310-4b93-b5e7-36da8cc3b785.jpg

Чарльз Дженкс, Диаграмма «Море многих потоков», 2010

https://garagemca.org/ru/event/a-course-of-lectures-20th-century-architecture

Пара слов об истории.

Движение архитектуры параллельно общему развитию культуры: в двадцатом веке был рожден и был похоронен модернизм. Возникший в начале века, авангардный, антибуржуазный, яркий, скинувший оковы декоративности, он завоевал весь мир и долгое время удерживал свое первенство. Его представители- конструктивизм, функционализм, брутализм, а также и другие «–измы», характерные для разных стран. Момент сноса жилого комплекса Прюитт-Айгоу в Сент-Луисе в 1972 году называют официальной датой смерти модернизма. Блистательный проект социального жилья нового типа за 20 лет эксплуатации превратился из современного комфортного микрорайона в опаснейшее гетто. Власти приняли решение о его расселении. В итоге вышло так, что при демонтаже Прюитт-Айгоу (а эти кадры транслировались по ТВ) была публично взорвана вера в универсальность и практичность общепризнанного стиля. Также был уничтожен миф о роли архитектора- творца счастливых судеб.

1466174835192667055.jpg

Снос Прюитт-Айгоу Фото: en.wikipedia.org

Почти одновременно с этим событием, изначально в качестве критики модернизма, возник постмодернизм. Впоследствии он перерос в практику переосмысления исторического наследия в целом. Постмодернизм упразднил каноны и чистую стилистику. Стиль из правила и превратился в визуальный прием. Архитектура занялась поиском новых символов и их комбинаций среди уже существующих приемов.

Стоит отметить, что постмодернистские здания могут выглядеть совершенно по-разному. Часть из них балансируют между китчем и безвкусицей, иронией и наивностью. Такие здания ни с чем не спутать. Например, американский постмодернизм- эксцентричный отец в проекте Майкла Грейвса Team Disney Building; лужсковская архитектура - капризный ребенок: «Дом-яйцо» или здание театра "Et Cetera".

w1976.jpg

Майкл Грейвс, Team Disney Building

https://www.admagazine.ru/architecture/post-pochitaniya-majkla-grejvsa

Другие примеры могут быть более сдержаны и поэтичны. Роберт Вентури и Дениз Скотт-Браун, Альдо Росси и даже отечественные суперзвезды - бумажные архитекторы, - тоже работали внутри этого направления.

tumblr_mc0ru9ayVF1qhzitko1_500.jpg

Р.Вентури, Д. Скотт-Браун, George Wislocki House

https://ofhouses.com/post/155752106754/387-robert-venturi-denise-scott-brown

В современной архитектуре царит тотальный плюрализм. Канонов не существует. Могут встречаться отсылки к любым формам и эпохам. Присутствуют и романтика, и рациональность. Ирония, так часто появляющаяся в постмодернизме, сменяется улыбкой или восторгом. Для описания общего направления «большой» архитектуры последних десятилетий (Herzog and de Meuron, OMA и тд) некоторые исследователи употребляют термин метамодернизм. Метамодернизм балансирует между серьезностью модернизма и насмешкой его последователя.

Отличной иллюстрацией служит проект многофункционального комплекса The Bridge датского бюро BIG. Здание цитирует традиционную форму акведука, а по его крыше проходит реальный мост через реку. Несмотря на игривую и романтичную форму, здание выглядит вполне серьезным.

image.png

бюро BIG , BRO /The Bridge apartments, 2005г

https://big.dk/#projects-bro

Вернемся к современным жилым комплексам.

Начнем с того, что даже в рамках одной Москвы невозможно выявить общие черты для всех новых построек. Например, жилой комплекс на Новоалексеевской улице Сергея Скуратова и ЖК «Новое Бутово». Оба построили и начали заселять почти одновременно (2018 и 2017 года). Оба комплекса обладают кирпичной отделкой. Оба – коммерческие. Но на этом общее заканчивается.

image.png

ЖК на Новоалексеевской улице

https://www.skuratov-arch.ru/portfolio/egodom-realizatsiya-2/?lang=ru

Фото: Михаил Розанов

image.png

ЖК «Новое Бутово

https://www.novobutovo.ru/about/gallery

В первом случае мы видим дорогую, продуманную, выразительную архитектуру. В ней существуют отсылки, которые интересно находить. Во втором – проект средней руки. В нем также нет очевидного стиля, а общее впечатление скорее унылое, чем интригующее, и поиск отсылок не вызывает никакого интереса.

Массовые проекты всегда вторичны по отношению к уникальным, которые являются своего рода экстремумами. Созданные при удачном стечении обстоятельств (качество проекта, актуальность, количество средств на реализацию), они обозначают направление общего движения. А остальные в лучшем случае являются неплохой копией. При этом реальный портрет времени формируется массовой застройкой.

Заданный вопрос подразумевал массовое строительство. Поэтому мы можем вынести уникальные проекты за рамки размышлений, и тогда нашему вниманию будут предоставлены относительно бюджетные проекты жилых домов разного качества.

image.png

ЖК «Грин Парк»

Сельскохозяйственная улица, вл. 35, стр. 100

https://archi.ru/projects/russia/9294/zhk-green-park

Подобные дома – прямые наследники функционализма (в данном случае массовой панельной застройки советского периода). Здания максимально практичны. Их форма - прямое следствие их назначения. Планировки квартир созданы с оглядкой на удобство и простоту строительства. Более того, зачастую они повторяют образцы планировок, разработанных в проектных мастерских советского союза.

В проектах жилых домов совсем низкого качества планирование комплекса отталкивается от значений допустимого минимума: минимальная ширина проезжей части, минимальное количество парковочных мест, минимальное благоустройство; в итоге - минимальное качество жизни. Отчасти эта проблема – привет времени разработки строительных нормативов, но в основном она является следствием тотальной коммерциализации.

Новое в современных многоэтажках – украшение фасада. Появляется декор, упрощенный или более продуманный. Вводится цвет. Важно победить монотонность, заданную спецификой формы и строительного подхода, и создать ощущение разнообразия (что удается не всегда). Декоративные элементы вступают в коммуникацию со зрителем, стремясь привлечь его взгляд, а это и есть заслуга постмодернизма.

Итог таков: современные многоэтажки существуют в парадигме постмодернизма и (некоторые) – метамодернизма. Они – наследники функционализма. При этом их архитектура в первую очередь зависит от экономического расчета.Часть их них настолько неинтересны и неоригинальны, что об их стиле никто не задумывался.

Далее наступает время для упражнений в остроумии. Как назвать стиль (стили) таких построек?

Коммерческий постфункционализм? Капиталистический реализм? Собянинский неофункционализм? Беспощадный капитализм? Колонизаторский урбанизм? (По версии канала https://t.me/klizmaromantizma)

Время рассудит. А нам остается жить среди бесконечного многообразия новой красоты.

Первый
Изготовление деревянных окон  · 18 янв 2022
Добрый день! Основной стиль московской архитектуры на сегодняшний день – это эклектика. В современных жилых новостройках сосуществуют новейшие стили, развившиеся на основе функционализма: «хай-тек», «модернизм», «китч», «минимализм» и «органическая архитектура». Также задействованы исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Однако эти стили уже не... Читать далее
1 эксперт согласен
Библиотекарь, студент, интересуюсь историей спиритизма, естествознанием, квантовой...  · 5 июн 2019
Постфункционализм. Но можно сказать, что пришло время "без стиля". Стыдно признаться, что нет больше привычных стилей, а новые этикетки еще не навешены. Их и вешать некуда. Сейчас меняется и представление о красоте. Развенчан миф о том, что есть хорошая и плохая, красивая и некрасивая архитектура. Мы начали понимать, что всеобщей, универсальной красоты не существует. И... Читать далее
Полностаю поддерживаю это мнение, надеюсь хоть старую Ригу не тронули (слышала там красиво). У нас в Кениге именно... Читать дальше