Gleb Kovalsky
октябрь 2015.
2496

Как публично читать стихи: с настроением, интонацией, расстановкой или сухо и безэмоционально?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Универсального ответа нет, потому что всё зависит от того, какие стихи читаются и перед кем, т.е. кто слушает.

Феномен эстрадного чтения, с криками и завываниями, был вызван к жизни особой ситуацией советской Оттепели, когда в поэзии разрешили немного свободы (а в политике или в религии — по-прежнему нет), и люди массово ломанулись за стихами не потому, что их волновали именно стихи, а потому, что глоток свободы оказался именно здесь, — для этой аудитории, разгорячённой и благодарной, но не очень понимающей, нужны были или совсем простые и доступные слова, или особенно броская и эффектная интонация. В сегодняшней ситуации эту манеру чтения унаследовали (кто сознательно, кто бессознательно) авторы, нацеленные на успех у случайной публики — на турнире по слэму, например, или на платных концертах среди собранной в соцсетях публики. Крупных поэтов среди них, за буквально 1-2 исключениями, нет.

Чтение молодого Бродского лишь поверхностно напоминает эстрадно-стадионную манеру, потому что не направлено на наиболее выразительную подачу конкретных особенностей текста — наоборот, оно довольно монотонное, скрадывающее подробности и оставляющее одну ритмико-интонационную волну. Это не представление, а заклинание. Оно способно завораживать, но разобрать в авторском чтении Бродского, что там к чему в самом стихотворении, было очень трудно, почти невозможно. Однако это не было для Бродского проблемой, потому что его манера чтения формировалась в довольно узком кругу неподцензурной литературы, где все друг о друге примерно знали и понимали, кто что пишет, — то есть читаемые автором публично (на каком-нибудь квартирнике) тексты или уже были знакомы слушателям, или их можно было тут же прочесть в машинописи. В подобной ситуации находились и другие великие поэты самиздата — и у многих из них тоже выработалась антириторическая, затрудняющая восприятие манера чтения, задача которой не в том, чтобы облегчить читателю восприятие, а в том, чтобы сформировать цельный образ автора и его поэтики: например, Всеволод Некрасов свои стихи довольно невнятно бормотал себе под нос. Однако это было связано, в случае Некрасова, ещё и с особым устройством ритма и синтаксиса в его стихах — трудно себе представить стихи Евгения Рейна или Сергея Гандлевского, с их чёткой метрикой и продуманным строем фразы, в таком же проборматываемом варианте.

Если каждый автор приноравливает свою манеру чтения к особенностям своей поэтики и к своему представлению о том, кто и зачем придёт его послушать, — тем более следует применяться к конкретным обстоятельствам тому, кто собирается читать публично чужие стихи. Именно с этим проблема у большинства актёров, которых учат читать Лермонтова и Блока, в довольно-таки искусственной театральной манере, — и современная поэзия в таком исполнении звучит крайне фальшиво. Но это не вопрос об отказе от эмоций и выразительности: просто стихи бывают разные — и в них разные эмоции, требующие разной выразительности.

12
0
Прокомментировать

Этот вопрос должен решать сам чтец в индивидуальном порядке. Ответ зависит от множества факторов, но в первую очередь от избранного чтецом образа и от самого стихотворения. Практика показывает, что безэмоциональная читка (не школьное подвывание у доски, а именно поставленная и отрепетированная декламация) занятие довольно сложное и многим труднодающееся. Кроме того, ряд стихов не подразумевают отсутствия эмоций. Так что для начинающего лучше ориентироваться на эмоциональное чтение.

0
0
Прокомментировать

Сухо и безэмоционально можно читать юмористические стихи или аналогичную прозу. Там отсутствие эмоций - плюс, зритель неожиданно подбирается к панчлайну и хохочет (см. выступления сатирика Семена Альтова). Обычные же стихи лучше иллюстрировать интонацией, она выполняет ту же функцию, что и хорошее освещение в галерее.

0
0
Прокомментировать

Конечно с настроением, интонацией, расстановкой, одним словом с чувством. Как умели это делать Вознесенский, Евтушенко, Бродский и многие другие, как читали поэты серебряного века на турнирах, где выбирали короля поэтов. Иначе бы они не собирали полные залы и стадионы восторженных слушателей.

0
-11

Бродский читал без интонаций, вообще-то

0
Ответить

Достаточно монотонно, но с чувством и интонировал голосом

0
Ответить

не кажется ли вам, что "одним словом с чувством" чтец лишает слушателя права на интерпретацию текста? особенно если мы говорим о современной поэзии, в которой все больше и больше весьма неоднозначных и воспринимаемых по-разному в зависимости от читателя/слушателя произведений.

другой вопрос касается времени. актуальна и доступна ли такая эмоциональная традиционная интерпретация в наше время?

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Говоря "с чувством", я имел в виду, что поэт не отбывает номер, а пытается донести до слушателей какие то смыслы в своем понимании. естественно понимание текста стихов слушателем не обязано совпадать с пониманием автора.

0
Ответить

Почему сразу поэт? Публично читать стихи может кто угодно. И это опыт личной интерпретации. Тут не может быть ответа, начинающегося со слова «конечно»

0
Ответить

Записи, на которых поэты Серебряного века читают стихи, прекрасно сохранились, и современного слушателя они бы вряд ли впечатлили. Так что сравнение как минимум некорректно.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью