Как в Средние века диагностировали и лечили психически больных?

919
2
1
28 октября
12:35
октябрь
2015

В средние века положение таких больных в Западной Европе стало безотрадным. Религиозный фанатизм ви­сел над «одержимыми дьяволом». Инквизиции католиче­ской церкви подвергалось огромное количество так назы­ваемых ведьм и колдунов, большинство из которых, не­сомненно, страдало нарушениями психики. Во Франции, например, только при Карле IX их было сожжено более трехсот тысяч.

Примечательным документом об отношении церкви к психически больным является послание (булла) папы Иннокентия VIII, в котором рекомендовалось «разыски­вать и привлекать к суду людей, добровольно и созна­тельно отдавшихся во власть дьявола». Два доминиканских монаха Яков Шпрингер и Генрих Инститорис, опи­раясь на папскую буллу как на юридическую санкцию, начали энергично истреблять «ведьм». В 1487 году они опубликовали «Молот ведьм», названный так потому, что в нем перечислялись все способы, как их опознавать и сокрушать.

Недалеко от католиков ушли и протестанты. Лютер, один из основателей протестантского вероисповедания, писал в XVI веке: «По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписы­вают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт».

На практике, чаще всего под розгами и пытками, за­подозренные в связях с чертом «признавались» в этом. Характерен случай, происшедший с некоей Анной Кезерин в 1629 году в городе Нейбурге. У молодой женщины без всяких на то причин развились безысходная печаль и тоска. Она перестала ходить на свадьбы, не посещала знакомых, все время плакала. (В настоящее время это состояние без особого труда было бы расценено как де­прессивное.) И вот однажды 12 «ведьм» и «колдунов», перед тем как взойти на костер, показали, что Анна Кезерин тоже ведьма. Ее схватили, посадили на цепь, до­прашивали, и в конце концов, она призналась во всех предъявленных ей обвинениях. Только перед казнью на исповеди Анна Кезерин отреклась от всего и потом, уми­рая, слезно просила, чтобы после нее больше никого не сжигали. По приблизительным подсчетам известного оте­чественного невропатолога профессора Блуменау, в Ев­ропе с XIV по конец XVII века было сожжено до 9 мил­лионов «ведьм».

Давление церкви, слепая вера в бога, недостаточный культурный уровень средневекового человека сделали свое дело — многие психически больные бродили без над­зора, нищенствовали и, если даже не попадали на костер инквизиции, проводили значительную часть своей жизни в монастырских приютах и тюремных камерах. Вероят­но, в ряде случаев и сами больные (с наличием бреда) выступали в роли доносчиков и яростных обвинителей «ведьм». Общество стремилось избавиться от обузы. Бо­рясь с безумием, люди уничтожали безумцев.

12
0
май
2016

Чтобы получить для себя широкое представление о тех практиках, которые применялись по отношению к психически больным людям в Средние века, рекомендую ознакомиться с трудом французского мыслителя М. Фуко "История безумия в классическую эпоху". 

1
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта