Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли какие-либо не технические закономерно проявляющиеся отличия между свободным, белым, гетероморфным стихом?

Искусство и культураЛитератураПоэзия
Gleb Kovalsky
  · 319
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 28 окт 2015

Белый стих, как мы понимаем, сохраняет традиционную (в русском случае, будем считать, силлабо-тоническую) метрику и свободен только от рифмы — следовательно, он удерживает все существенные свойства метрического стиха (например, семантический ореол метра, то есть смысловой шлейф, тянущийся за популярными размерами благодаря наиболее известным их образцам). Со свободным стихом этого не происходит — а происходит разное другое, но это другое не универсально, потому что свободный стих чрезвычайно разнообразен (по длине строки, соотношению стихоразделов и синтаксиса и множеству других параметров). Что до гетероморфного стиха, то это понятие представляет собой терминологическую новацию, пока не получившую всеобщего признания, но если грубо приблизительно, то любая метрическая тенденция в свободном стихе в той или иной мере возвращает ему свойства метрического. То есть если в тексте, который в целом написан свободным стихом, встречаются отдельные метрические строчки, то с некоторой вероятностью (надо разбираться, насколько они могут быть опознаны как метрические, п.что «случайные ямбы» и в прозе бывают) их поведение так или иначе приближается в поведению строк метрического стиха (например, проявления тесноты стихового ряда, то есть воздействие ритмической структуры на семантику, более равномерно распределяются по строке, а не стягиваются к стихоразделу). Всё это, впрочем, довольно-таки приблизительные рассуждения, потому что серьёзных масштабных исследований в этом направлении на русском материале нет.