Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как с первого взгляда научиться различать стихотворные размеры?

Искусство и культураЛитература+3
Пётр Волошин
  · 1,4 K
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 28 окт 2015

Как говаривал булгаковский персонаж, «достигается упражнением». В принципе пять основных метров русского стиха — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, — осваиваются довольно легко, если твёрдо усвоить базовые образцы. Вы не спутаете хорей с ямбом, если улавливаете на слух, что «Буря мглою небо кроет» — это совсем не то же самое, что «Мой дядя самых честных правил». Сложности начинаются дальше, когда мы доходим до «Выхожу один я на дорогу»: чтобы понять, что это тот же метр, что в буре с мглою, нужны уже определённые усилия. Поэтому сперва нужно привыкнуть к чистому метру (то есть к таким строчкам, где все полагающиеся по схеме ударения стоят на своих местах и нигде нет лишних), а потом смотреть, какие у него бывают вариации. Но, говоря откровенно, зачем этот навык нужен кому-либо, кроме узких специалистов, — не могу себе представить. Тем более если учесть, что чем ближе к нашему времени, тем больше стихов, ритмика которых ни в какие традиционные размеры не укладывается.