Скорее всего, если ребенок капризничает, то он действительно не хочет что-то делать. Вопрос в том, как он выражает это нежелание.
Если ребенка при первых капризах и истериках не научить, что это крайне непродуктивная форма заявления о своих желаниях или нежеланиях, то он станет использовать их все чаще и чаще. А так как нервная система ребенка нестабильная, то в таких состояниях ребенка начинает разносить, а это травмирует нервную систему. То есть вред не в том, что ребенок не получает того, чего хотел, а в том, как он выражает это вовне.
Сама по себе ситуация, когда ребенок что-то хочет, но НЕ получает, или наоборот, что-то НЕ хочет, но это нужно сделать, - очень полезная в плане воспитания человека. Такие ситуации нужно уметь проходить. Другое дело, что редко когда родители помогают ребенку и воспитывают здоровую реакцию на такое. Ребенок же находит свой ключик для получения желаемого - истерику. Многие родители помнят этот специфический плач ребенка, когда хочется сделать что угодно, лишь бы это прекратилось.
Родители ведутся на такой плач, ребенок достигает своей цели. Сделав это один раз, он начинает повторять и в следующий раз. Вырабатывается сценарий, в котором каждый играет свою роль. Ребенок - хочет что-то, начинает истерить. Родитель - вначале объясняет, потом начинает заводиться. Потом в истерике оба. И очень часто ребенок выходит победителем.
По моему опыту, лучше в такие игры с ребенком не играть. Лучше сразу учить ребенка здоровым реакциям.
Хочет-не хочет. Если объяснить почему надо+ захочет.Захочет и кушать,и учиться,и слушаться, и не травмировать психику родителям. Капризы от незнания и неумения себя вести.