Успех Яндекса имеет три основных взаимосвязанных компоненты: качественное управление, кадры с очень высокой квалификацией и конкуренция. Именно конкуренция за внимание пользователей, за потребителей на практически всех направлениях активности компании (поиск, реклама, онлайн-торговля, онлайн-сервисы, такси, и др.) заставляет компанию постоянно совершенствоваться и предлагать новые продукты и сервисы, иначе просто не выжить. Конкуренция за сотрудников заставляет компании предлагать хорошие условия для работы, обучать и продвигать молодежь, создавать такие условия, при которых сотрудникам комфортно работать и самореализовываться.
Оценить «эффект Яндекса» на экономику в целом сложно (как, например, оценить влияние персональных компьютеров на экономику), очевидно, он есть и очень большой. Многие службы и сервисы Яндекса являются законодателями мод на своих рынках и меняют то, как эти рынки функционируют — например, Яндекс.Еда или Яндекс.Такси. Самый главный эффект, совершенно естественно, это фантастическое снижение издержек по поиску информации для всех.
Более подробно о том, как крупнейшие ИТ-компании, такие, как Яндекс и Google, влияют на экономику, я расскажу на своей лекции «Как цифровые технологии меняют экономику?» 17 апреля.