Почему есть каноническое изображение Бога, Святого Духа, Иисуса Христа, Богоматери, но не существует канонического изображения Диавола? Не стоит ли Ватикану установить канон в изображение Диавола?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

И в Православной/Правоверной (до 1917г)  традиции, и в Католичестве,  этот образ присутствует, например на иконах, холстах, фресках, где изображены библейские сюжеты искушения Христа, и сюжет искушения в Раю. Зачастую - это изображение в виде змия.  Но также  есть иное - существо двурогое, темного/черного цвета, иногда с крыльями за спиной, и характерная звериная стопа. Хотя есть и альтернативные варианты, без рогов, не темного, а, например, красного цвета, и без крыльев, иногда похож на человека, но обязательно присутствуют некие детали, описанные выше, которые явно отражают суть природы падшего существа.  В целом, эти изображения, по сути своей, не противоречат Св. Писаниям, и потому, даже в высокой степени символизма соответствуют описательной части.  А Ведь  сами знания   об искушениях,  и о самом  искусителе, были записаны, очевидно, со слов самого Спасителя, т.к. среди прочих людей - очевидцев и свидетелей не было. Также и рассказ об искушении  в Раю - был скуп на  подробности внешнего вида змия. Потому, художники изображали собирательный образ, пользуясь всеми доступными описаниями во всей Библии. 

Вполне может быть, что ни один из образов ни в какой мере не соответствует действительности.  Но,  если суть каноничности состоит в узнаваемости символов и условных библейских образов, то, визуальный символический ряд и для этого персонажа  сформирован полностью.

2
-2

Ну вот то изображение Диавола (из игры Prince of Persia: Warrior Within), которое я поместил на слайд в заголовке вопроса, можно считать канонически правильным?

0
Ответить

Ваш пример - узнаваем, но не вполне каноничен. Потому что, в религиозной традиции - обязательно изображение окружающей обстановки, чтобы было понятно, какой библейский момент изображен. Если присутствует Иисус - значит искушения Иисуса. Если Рай и первые люди - то искушение в Раю. На иконах, интересующий Вас персонаж никогда не изображается самостоятельно, или без привязки к конкретному библейскому событию. Потому, любые самостоятельные изображения, как в Вашем случае, с позиции Церкви - не каноничны. Если на иконе изображен  один персонаж, то кому будут молиться верующие?

Другое дело, в мире есть множество прочих одиночных изображений, таких же, или похожих на предоставленное Вами. Но, важно понимать, это уже не вопрос религии и каноничности. Это из сферы мирского искусства. А, с позиции демонологии, вообще отдельный предмет разговора. Знатоки будут долго рассуждать, что это там изображено, потому что в мире падших духов  свои кумиры и своя иерархия. Может быть просто нечистый дух, и далеко не самый главный из них? 

А когда на изображениях присутствуют именно библейские сюжеты, то там однозначно точно понятно, кто это есть, поскольку описан, применительно к этому сюжету, только интересующий Вас персонаж.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Спасибо. Доходчиво.

+1
Ответить
Прокомментировать

А зачем? Зачем утверждать такой канон и зачем вообще его изображать?

Предназначение икон и "правило отношения к ним" сформулированы и утверждены VII Вселенским собором (787 год).

Взирая на образ, мы умом восходим к первообразу

Вот смысл образа который соответствует некой частично формализованной, но достаточно свободной традиции -- канону. Изображения Иисуса, Марии бывают очень разные. Канон не утверждает фотографического сходства, он скорее для того, чтобы ничто не мешало молитве.

Конечно, церковь не ставит цели восходить умом к первообразу дьявола. Поэтому и смысла его изображать и утверждать канон для церкви, для верующих нет.

0
0

Просто создалась забавная ситуация: в то время, как изображения Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, различных святых канонизировано и, как следствие, всеми узнаваемо, а следовательно, никакой путаницы не возникает, изображение Диавола не фиксировано. Поэтому, начиная с фресок Средних Веков и кончая современными фильмами и видеоиграми, Диавол все время выглядит совершенно по-разному. То есть художники, кинорежиссёры и мультипликаторы все-время эксперементирут с его внешним видом.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью