Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Является ли нарисованная точка или каракули творческим авторским произведением с юридической точки зрения? Подлежат ли правовой охране такие художества?

ОбществоИскусство и культураЗакон
Александр Крестов
  · 709
юрист  · 27 окт 2015

Да. Юриспруденция в этом вопросе давно отказалась от эстетического суждения. Нравиться, не нравиться, халтура, шедевр, провокация, профанация, суждения вкуса, профессиональные разборы и искусствоведческие экспертизы -- это уже не компетенция права, и почти никак не касается вопроса авторских прав.

В самом общем виде для целей авторского права произведением будут считаться:

1) любые артефакты какие бы они не были сомнительными, но созданные как произведения искусства, либо впоследствии помещенные в контекст ("в рамку") искусства,

2) имеющие автора (это очень важный момент в идеи автора) (см. вопрос про идею автора thequestion.ru),

3) при наличии социальной (профессиональной) конвенции, поскольку не все виды артефактов рассматриваются профессиональным сообществом в контексте искусства.

Но с "нарисованной точкой или каракулями" таким проблем точно не будет: как и история искусства, так и современные художественные практики давно уже ушли вперед от подобных проблем фигуративного искусства и пр. (см. напр. вопрос про Черный квадрат thequestion.ru)

Другими словами, юриспруденция следует в этом вопросе за эстетической теорией, где уже считается общепризнанным тезис (примерно в такой формулировке): "Искусство -- это то, что считается таковым художественным сообществом" (см. напр. вопрос о М. Дюшане thequestion.ru).

Но повторюсь, вопрос -- что считать искусство, а что нет? -- не в компетенции юристов, и ни в коем случае не нужно подменять вопрос, пытаться вынести эстетическое суждение "под прикрытием" юридического.

Тем не менее проблемы в авторском праве с такими произведениями существуют, но практического характера, ведь на выходе мы получаем колоссальное количество схожих произведений, не сложных, или даже тривиальных, с точки зрения уровня художественной техники, легко повторимых.

В общем, с ростом рынка так называемых произведений с незначительным уровнем творчества (в немецкой доктрине "kleine Münze" (букв. "мелкая монета"); в англоязычной литературе называются "small change" (букв. - "небольшие изменения"), "works of low authorship" (букв. - "произведения с низким (незначительным) авторством), во французской – "petite monnaie" (букв. - "мелкая монета") . Данное понятие традиционно применяется к интеллектуальным продуктам с крайне незначительной творческой составляющей, которая дает основания расположить их как раз на нижней границе авторско-правовой охраноспособности (мой пересказ из: Кашанин А. В. Проблема минимальных стандартов охраноспособности произведений в авторском праве. // Вестник гражданского права. 2007. № 4).

И вот эта "нижняя граница авторско-правовой охраноспособности" -- этот правовой критерий (который обсуждается сам по себе), в конкретных спорных случаях позволяет лучше разобраться и принять обоснованное и справедливое решение по делам о защите авторских прав. Но только в конкретных случаях.