Животные обучаются в игре, стремление к играм заложено в человеке. Почему игры противопоставляются образованию вместо того, чтобы быть ключом к нему?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Игры — это всегда спонтанный процесс, требующий вовлечённости. Нельзя заставить человека увлечённо играть. Его конечно можно заставить участвовать в игровом процессе, но если ему скучно — это уже не игра. Это всё равно что посадить человека и заставить его получать удовольствие от созерцания картины.

Другое дело, что его можно вовлечь в игру, предложить ему попробовать, подобрать оптимальную сложность, чтобы у него начало получаться, и он не потерял интерес. Всё это требует таланта и куда более высокого уровня подготовки педагога, более качественной организации пространства и меньшего размера групп, чем в случае с классической записью новой темы под диктовку и выполнением типовых заданий из учебника.

Современный процесс образования похож на индустриальный процесс, где основная задача — достигнуть какого-то гарантированного результата, используя минимум ресурсов. Берётся педагог, берётся стопка методичек — и можно одновременно обучать чему-то сколь угодно людей: хоть 5, хоть 25, хоть 100 — лишь бы стульев и методичек хватило. Само собой, вопрос качества уходит на второй план. Но зато этот процесс намного проще организовать и масштабировать.

Это похоже на решение задачи «утолить голод». Можно потратить 30 рублей и 5 минут, заварив лапшу быстрого приготовления. А можно потратить несколько сотен рублей и полтора часа, приготовив вкусный и полезный ужин. Голод будет утолён в обоих случаях, так или иначе. Вопрос, с каким качеством и с какими последствиями.

8
0
Прокомментировать

Почему вы думаете, что игры противопоставляются учебе? Кем и где? Игра - основной элемент практически любой образовательной системы. Дети в детском саду только и делают, что играют и это и есть их учеба. С возрастом конечно доля чисто игрового времени в учебном процессе сокращается. В начальной школе значительная часть занятий проходит в игровой форме (уже за партой, а не в песочнице). В средней и старшей школе тоже используются игровые технологии: конкурсы, "брейн-ринги", викторины и т.д. Даже в вузах и в корпоративном обучении есть такое понятие как "деловая игра". Поэтому игра - это неотъемлемая часть образования.

Однако не стоит путать "реальную" игру и видеоигру. У реальной игры с живыми людьми и настоящими предметами есть масса нюансов.

  1. Общение с настоящими людьми (особенно в детском коллективе) дает мощный социальный опыт, учит нести ответственность за свои слова, защищать себя и свое мнение, учит принципам коммуникации, умению поддерживать беседу. Общение в чате - лишь бледная копия настоящего общения. Ты можешь вообще не отвечать собеседнику, ты можешь оскорбить его и тебе ничего за это не будет, ты можешь подсмотреть ответ на вопрос в википедии и т.д. Это искусственный мир, имеющий мало общего с реальностью. В результате вырастают всем известные "задроты" - люди, способные прокачать любого перса за несколько дней и не способные связать двух слов в живой беседе.

  2. Игра с настоящими предметами во-первых, развивает моторику рук ребенка, а во-вторых, дает практически неограниченный простор для фантазии. Даже из простых кубиков можно построить всё: от слона до звездолета. Если чего не хватает, можно дорисовать фломастером или просто дофантазировать. Виртуальный мир имеет гораздо меньше выразительных средств. Вы получаете конечный набор вариантов объектов и сценариев, предложенный создателями. Выйти за пределы этого мира невозможно, добавить туда пустой флакон он шампуня вместо ракеты тоже нельзя. Варианты очень быстро заканчиваются и игры надоедают.

  3. И последнее - настоящая игра всегда непредсказуема, поскольку она живая. Вы можете играть с девчонками в вышибалу и узнать что такое первая любовь. В видеоигре вы в лучшем случае последуете примеру Говарда Воловица и соблазните самку тролля под мостом. Обогатит ли это ваш внутренний мир? Не уверен.

Это конечно не отменяет того, что некоторые видеоигры развивают отдельные навыки человека, такие как внимательность или элементы логического мышления, но этого мало, чтобы сделать их постоянным участником учебного процесса.

9
-2

В школе я помню игры только на физкультуре. В универе - только на экономике и психологии. Может быть мне так фатально не везло? Но, насколько я знаю, даже в такой прекрасно игрофицируемой области как математика, игры для обучения в обычных школах не используются. Во всяком случае массово. Не говоря уже про какую-нибудь литературу, биологию или физику. Обычно ситуация обратная - тупая зубрёжка на тесты.

+3
Ответить

В школе практически всё зависит от учителя. У нас были игровые моменты на географии и на истории, хотя не часто, с этим соглашусь. Сейчас у меня ребенок ходит во 2 класс, читаю учебники - там каждое второе или третье задание - игра. Простенькая конечно, не Вар Крафт, а "Найди зайчику пару", но дети ведутся ))

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью