Дело в том, что совесть как действующий фактор оценки поступков человека присущ разным человеческим культурам в различной степени. В т.н. "культуре совести", к которой относятся культуры всех исповедующих христианство народов, именно совесть человека является главным судьей его поступков с точки зрения абсолютной нравственности, т.е. Бога. Нравственным наказанием за плохие поступки является в этой культуре т.н. угрызение совести, т.е. неприятные чувства, испытываемые человеком в результате несовпадения его реального поведения с внутренними нормами, которые диктует совесть. Муки совести в этой культуре можно нивелировать только посредством искреннего и глубокого раскаяния, которое человек осуществляет через исповедь, и действенного исправления своих ошибок/грехов/неблаговидных поступков.
Кроме "культуры совести", существует еще несколько типов культур, в которых роль главного судьи поступков человека играют другие чувства. Например, в т.н. "культуре стыда" основную роль играет стыд, а главным субъектом оценки поступков человека является род/племя/односельчане/соседи/любой коллектив, т.е. в этой культуре любой поступок, совершаемый человеком, будет значимым для него только в том случае, если о нем узнают члены значимого для совершившего этот проступок человека люди (именно этим объясняется значительная разница в поведении молодых людей с Северного Кавказа дома, где они находятся в окружении людей, чья оценка их поступков для них очень значима, и в других местах России, где нет этих людей, а значит - любые совершаемые поступки не могут быть оценены значимым коллективом); то есть в данном случае мы видим отсутствие абсолютного критерия оценки (как в "культуре совести"), и наличие только внешнего оценочного критерия. Нравственным наказанием за ошибку/грех/неблаговидный поступок в "культуре стыда" является презрение группы/клана/рода/коллектива, к которым принадлежит индивидуум, и угроза изгнания из нее.
"Культура страха" характеризуется полным отсутствием мотивации высшего порядка (типа долга, чести, достоинства) в поступках, совершаемых людьми. Единственным критерием оценки любых поступков в таких культурах является безопасность для жизни, здоровья, свободы и сохранность имущества совершающего эти поступки человека, а главным принципом жизни становится - "не пойман - не вор". Нравственным наказанием за ошибку/грех/неблаговидный поступок в "культуре страха" является страх быть пойманным с поличным/разоблаченным и подвергнуться самому (а зачастую и подвергнуть своих родных и близких) тяжелым наказаниям и поражению в правах.
"Культура ответственности" не предполагает оценку поступков как таковых по любым нематериальным критериям; в этой культуре оценивается лишь взятие/невзятие человеком ответственности за последствия совершенных им поступков, выражающееся в возмещении/невозмещении причиненного этими поступками материального ущерба; в этой культуре социум отрицательно оценивает нежелание индивидуума платить за последствия своих действий. Также в этой культуре общественным консенсусом не разрешается переживать любые чувства - вины, страха, стыда, угрызений совести - в качестве искупления ошибок/грехов/неблаговидных поступков; в этом качестве социумом принимается лишь возмещение ущерба пострадавшей стороне; ошибка считается исправленной/искупленной, если человек все поправил за свой счет и вернул всё к исходному состоянию или сделал для этого все возможное. Нравственным наказанием за совершенную ошибку/грех/неблаговидный поступок в этой культуре является осознание размера компенсаций ущерба пострадавшей стороне.
Как мы видим, абсолютный и внутренний критерий оценки поступков человека присущ только "культуре совести", для всех остальных типов культуры характерны относительные и внешние критерии такой оценки.