Почему человек имеет такое чувство, как совесть? И почему от него больно? Как избавиться от этого чувства?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Совесть - присуща только человеку, и без неё развитие социума было бы невозможно. С философской точки зрения - это способность к нравственному самоконтролю; с нейробиологической - следствие развития зеркальных нейронов (явление "эмпатии" или сопереживания).

По сути, в обществе превалируют некие законы. Например, толкнуть беременную женщину в транспорте - это очень плохо (или наступить на тень баобаба в племени мумба-юмба). Эти нравственные законы поддерживают общество в его целостности, способствуют его выживанию и развитию. Всё, что этому не способствовало, должно было быть обществом отторгнуть, потому человек испытывает болезненные ощущения, совершив что-то "против совести". Соответственно, с развитием социума, развивался и усложнялся и нравственный закон.

Избавиться от болезненного ощущения ("совесть грызёт") можно только одним путём, известным каждому. Избавиться от совести - невозможно; люди совсем без совести - социопаты - это тяжело больные люди.

11
0
Прокомментировать

Дело  в  том, что  совесть  как  действующий  фактор  оценки  поступков  человека  присущ  разным  человеческим  культурам  в  различной  степени. В  т.н.  "культуре  совести", к  которой  относятся  культуры  всех  исповедующих  христианство  народов, именно  совесть  человека  является  главным  судьей  его  поступков  с  точки  зрения  абсолютной  нравственности, т.е.  Бога. Нравственным  наказанием  за  плохие  поступки  является  в  этой  культуре  т.н.  угрызение  совести, т.е.  неприятные  чувства, испытываемые  человеком  в  результате  несовпадения  его  реального  поведения  с  внутренними  нормами, которые  диктует  совесть. Муки  совести  в  этой  культуре  можно  нивелировать  только  посредством  искреннего  и  глубокого  раскаяния, которое  человек  осуществляет  через  исповедь,  и  действенного  исправления  своих  ошибок/грехов/неблаговидных  поступков.

Кроме  "культуры  совести", существует  еще  несколько  типов  культур, в  которых  роль  главного  судьи  поступков  человека  играют  другие  чувства. Например, в  т.н.  "культуре  стыда"  основную  роль  играет  стыд, а  главным  субъектом  оценки  поступков  человека  является  род/племя/односельчане/соседи/любой  коллектив, т.е.  в  этой  культуре  любой  поступок, совершаемый  человеком, будет  значимым  для  него  только  в  том  случае, если  о  нем  узнают  члены  значимого  для  совершившего  этот  проступок  человека  люди (именно  этим  объясняется  значительная  разница  в  поведении  молодых  людей  с  Северного  Кавказа  дома, где  они  находятся  в  окружении  людей, чья  оценка  их  поступков  для  них  очень  значима, и  в  других  местах  России, где  нет  этих  людей, а  значит - любые  совершаемые  поступки  не  могут  быть  оценены  значимым  коллективом); то  есть  в  данном  случае  мы  видим  отсутствие  абсолютного  критерия  оценки (как  в  "культуре  совести"), и  наличие  только  внешнего  оценочного  критерия. Нравственным  наказанием  за  ошибку/грех/неблаговидный  поступок  в  "культуре  стыда"  является  презрение  группы/клана/рода/коллектива, к  которым  принадлежит  индивидуум, и  угроза  изгнания  из  нее.

"Культура  страха"  характеризуется  полным  отсутствием  мотивации  высшего  порядка (типа  долга, чести, достоинства)  в  поступках, совершаемых  людьми. Единственным  критерием  оценки  любых  поступков  в  таких  культурах  является  безопасность  для  жизни, здоровья, свободы  и  сохранность  имущества  совершающего  эти  поступки  человека, а  главным  принципом  жизни  становится - "не  пойман - не  вор". Нравственным  наказанием  за  ошибку/грех/неблаговидный  поступок  в  "культуре  страха"  является  страх  быть  пойманным  с  поличным/разоблаченным  и  подвергнуться  самому (а  зачастую  и  подвергнуть  своих  родных  и  близких)  тяжелым  наказаниям  и  поражению  в  правах.

"Культура  ответственности"  не  предполагает  оценку  поступков  как  таковых  по  любым  нематериальным  критериям; в  этой  культуре  оценивается  лишь  взятие/невзятие  человеком  ответственности  за  последствия  совершенных  им  поступков, выражающееся  в  возмещении/невозмещении  причиненного  этими  поступками  материального  ущерба; в  этой  культуре  социум  отрицательно  оценивает  нежелание  индивидуума  платить  за  последствия  своих  действий. Также  в  этой  культуре  общественным  консенсусом  не  разрешается  переживать  любые  чувства - вины, страха, стыда, угрызений  совести - в  качестве  искупления  ошибок/грехов/неблаговидных  поступков; в  этом  качестве  социумом  принимается  лишь  возмещение  ущерба  пострадавшей  стороне; ошибка  считается  исправленной/искупленной, если  человек  все  поправил  за  свой  счет  и  вернул  всё  к  исходному  состоянию  или  сделал  для  этого  все  возможное. Нравственным  наказанием  за  совершенную  ошибку/грех/неблаговидный  поступок  в  этой  культуре  является  осознание  размера  компенсаций  ущерба  пострадавшей  стороне.

Как  мы  видим, абсолютный  и  внутренний  критерий  оценки  поступков  человека  присущ  только  "культуре  совести", для  всех  остальных  типов  культуры  характерны  относительные  и  внешние  критерии  такой  оценки.

5
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью