Всегда ли режиссер является автором фильма?

4089
5
1
26 октября
19:02
октябрь
2015

Нет, не всегда.

В Голливуде, например, у режиссера обычно нет прав даже на окончательный монтаж фильма, если он не является одним из продюсеров или у него нет специального пункта в контракте. Более того, инициатором производства фильма чаще всего является студия или продюсер, который находит и покупает сценарий, нанимает людей его переписать несколько раз, потом нанимает режиссера и пошло-поехало. Режиссер в этих условиях может добавить пару тем и совсем немного авторского стиля. Хороший пример - некоторые "новые" фильмы Мартина Скорсезе - "Отступники" и "Остров проклятых". У режиссера в этом случае, причем, может быть даже были права на окончательный монтаж, но это все равно не его проекты - Скорсезе был нанятым режиссером. В Голливуде, конечно, есть и режиссеры-авторы - Тарантино, Клинт Иствуд, Нолан, Андерсоны, Кэтрин Бигелоу и т.д., но и они часто работают как студийные режиссеры (Иствуд не лезет переписывать под себя сценарии, например) и полагаются на кооперацию с коллегами (художниками, монтажерами, dop), а не на тотальный авторский контроль.

Французская "политика Авторов" или американская "Авторская теория" с самого начала были спорными конструкциями. Причем придуманными кинокритиками, а не самими авторами посредством какого-нибудь авторского манифеста (хотя, конечно, Трюффо с Годаром и остальными стали сами потом режиссерами-авторами). Полин Кейл, например, не на жизнь, а на смерть воевала против того, чтобы считать Автором Орсона Уэллса - в "Гражданине Кейне" сценарий Манкевича, визуальные достижения Толанда, а Уэллс так, погулять вышел. Следующее поколение критиков публикациями и целыми книгами попыталось авторство Уэллсу вернуть, и теперь "Гражданин Кейн" - священная корова авторского кино, хотя правда, очевидно, посередине - без Уэллса не было бы фильма, но без Манкевича и Толанда это был бы совсем другой фильм.

13
0
июль
2016

Всегда. В этом специфика роли режиссёра. Есть мнения, что автор - это человек, написавший сценарий или подавший основную идею фильма, но на мой взгляд, они ошибочны. В кино важно не "что", а "как". И это самое "как" всегда под управлением режиссёра. Понятно, что далеко не у всех постановщиков есть собственный ярковыраженный почерк, но даже если посмотреть несколько фильмов у самых безвестных творцов, то всегда обнаружатся общие мотивы, приёмы, темы.

2
0
октябрь
2015

Любое кино складывается из авторской работы множества людей - сценаристы, художники концептов, композиторы, операторы, художники по костюмам, гриму, создатели спецэффектов и тп. То есть, фильм складывается из авторских работ множества людей под управлением режиссера. Студии обычно имеют жесткие контракты, в которых имущественные права на всю эту работу остаются за студией, но если мы говорим об авторстве - является ли режиссер автором или соавтором (учитывая исполнительных продюссеров) конечного монтажа, как человек, который контролировал объединение всех этих авторских работ в одну общую? На мой взгляд является как минимум соавтором.

1
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта