Сохранит литература популярность в конкуренции с другими видами развлечений? Если так, за счет чего?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

У литературы есть как минимум три серьезных конкурентных преимущества:

1) возможность создания собственного визуального ряда и определение своих эмоций при этом. Возьмем, например, отрывок из "Войны и мира": 

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье.

Толстой славится своими подробными описаниями, но ни один литературный текст не может описать всего. Какой именно была гостиная Анны Павловны? В ней люстры или канделябры, или и то, и другое? Сколько человек приехало? Какие у них наряды? Какого цвета платье Элен? А фасона? И так далее: все это воображение рисует для нас, развивая фантазию, позволяя чуть-чуть переделывать текст для каждого читателя: каждый из нас представит гостиную, Элен и других людей чуть-чуть по-разному. От этого будет зависеть и наше восприятие происходящего: быть может, кто-то представляет Элен ужасно симпатичной, а кто-то нет. Это невозможно для любого визуального искуства (кино/театра/виртуальной реальности/ игр/...), где вся визуализация за нас сделана и иногда не совпадает с тем, как мы это хотели бы видеть и чувствовать. 

2) регулирование темпа восприятия произведения (мы не можем в театре поставить балет на паузу и подумать/поплакать/прогуглить мелодию, а потом смотреть дальше), глубины восприятия (можно "Имя Розы" прочесть как отличный детектив, а можно распутывать в этом тексте все интеллектуальные загадки: и в том, и в другом случае в чтении будет какой-то смысл, а другие развлечения часто оставляют меньше простора для выбора уровня, предполагая наличие одного уровня восприятия) и связности восприятия. Под связностью я в данном случае подразумеваю одномоментность: визуальную или аудиальную информацию мы воспринимаем сразу каким-то комплексом, даже если картины или гармонии сменяются, составляя фильм или мелодию. Литературу мы читаем слово за словом, последовательно, будто проходя квест - редкие другие равлечения могут предложить такую опцию. Как следствие первых двух - наилучшая настройка под каждого конкретного читателя

3) разнообразие. Действительно, балет - это всегда балет. Спуск по реке с порогами - это всегда спуск по реке с порогами. А литература может быть и о том, и о другом, и еще о тысяче вещей. Мало того, она сама может быть тысячью вещей: по-разному развлекать, по-разному быть написанной, по-разному делать все и со всеми. Поэтому рынок литературы выгодный, поэтому он будет поддерживаться как крупными издательствами, так и личными инициативами: ведь в конце концов, авторам самим нравится писать, даже не авторам часто интересно попробовать, так что само занятие литературой может быть развлечением, поддерживающим существование литературы и дальше.

Так что пока есть люди, которые ищут в развлечениях этого, литература вне опасности.
Ну и не надо забывать, что пока литература - все еще самый доступный вид развлечений: можно сидеть дома и не платить за театр, не лететь в другую часть света чтобы прокатиться на воздушном шаре, не покупать хороший экран, чтобы смотреть фильм или репродукции картин, не надо не иметь ограничений по здоровью для катания на американских горках и экстримальных видов спорта: достаточно зрения, знания грамоты и дешевого ридера.

24
0

Книги полностью уступают 3d-играм и фильмам с высокой четкостью изображения, которые снимают для мозга задачу построения образов, использования воображения при просмотре текста. По всем трем приемуществам фильмы/3d-игры для мозга лучше. Они мешают и психологическом взрослению. Прямо сейчас растет цивилизация иных, с другой топологией субъекта. 

"Почему трудно конкурировать с цифровыми наркотиками

  1. "Комплекс Бога"
    Сами по себе комп. игры дают ОЩУЩЕНИЕ ВЛАСТИ, несоразмерное "реальным" играм (типа футбола).

  2. Качественный видеоряд, который синтезируют симуляторы/3Д-игры, вызывает  соответствующую реакцию ("тег достоверности") в специфических отделах  мозга (ретикулярная формация, амигдала, префронтальная кора и др.),  заведующих оценкой "реальности" стимулов/синдромов."

-5
Ответить

Какое это имеет отношение к литературе? Литература не об этом.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Литература как источник развлечений (да и вообще как источник знаний) потеряла популярность в сравнении с фильмами и играми. Мой ответ, пока что - нет, поскольку большинство людей выберет для себя как равзлечение фильм/сериал/игру, чем литературу/поход в театр.

0
Ответить
Прокомментировать

Стоит уточнить, что литература уже утратила популярность. Сериалы, фильмы и 3d-игры имеют намного сильнее эффект воздействия на мозг, требуют меньших усилий. 

Стоит задача - как вгонять в конструктив человека, глубоко подсевшего на "цифровые" наркотики?

0
-2
Прокомментировать

Скорее всего развлекательная  литература  будет носить  пропагандистский   характер.Про  классику не знаю.   На  чтение  нужно   уединение , тишина и  как минимум  час  времени, особенно  если это стихи.  Будут ли у людей   все  эти  условия ., если да , то  возможно

0
-9
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью