Etery Ordzhonikidze
май 2015.

Как люди могут утверждать, что в этой солнечной системе (не говоря об остальной Вселенной) больше нет жизни, если они даже не побывали на близлежащих планетах?

КосмосТехнологии

Дело в том, что жизнь, какой бы она не была, накладывает определенный отпечаток на атмосферу планеты.

Наша жизнь на планете Земля имеет углеродную структуру, и энергетический обмен большинства организмов построен на окислительных реакциях с кислородом. (Проще говоря, мы дышим им.) Если снять из космоса спектр отражённого от нашей планеты света, в нём будет много линий всех этих элементов, которые очень типичны для обитаемой планеты, и очень нетипичны для остального "холодного и необитаемого" космоса.

Так что совершенно не обязательно лететь куда-то, достаточно снять спектр: наличие углеродных и метановых соединений и окислителей в спектре атмосферы будет почти наверняка говорить о наличии жизни на ней.

Конечно, "жизнь" вовсе не обязана иметь такую же химическую основу, как у нас. В целом, подойдет любая более-менее сложная структура. (Если мы говорим о высокофункционирующей жизни, а не о "первичном бульоне", который, конечно, сложнее обнаружить с большого расстояния.) В атмосферах планет нашей Солнечной Системе таких структур на данный момент не обнаружено, но существует целое направление в астрономии, которое занимается поиском как раз таких "потенциально обитаемых" экзопланет в нашей Галактике, и эти люди как раз настроены весьма оптимистично и ничего такого не утверждают.

В частности, есть даже предположение что жизнь, возможно, есть на спутнике Юпитера, Европе, просто её поверхность скрыта под ледяной коркой, которая не даёт обнаружить углеродный "след"!

Насколько я знаю, в научном сообществе не принято строго отрицать существование жизни, в той или иной форме, за пределами Земли. До сих пор существует гипотеза панспермии - гипотеза о появлении жизни на Земле в за счет попадания на земную поверхность предков живых существ из космического пространства, например на поверхности или в толще метеорита (википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F). При этом гипотезы о первичном возникновении привычных нам форм живых организмов (гипотеза Опарина и её продолжения) могут  быть справедливы и вне нашей планеты.

Очень большой вопрос, что такое "жизнь". Признаем ли мы качестве "жизни" только организмы из органических веществ? То, что мы видим вокруг себя на Земле, это одна сплошная органика.

Второй большой вопрос, это чем "живое" отличается от "неживого". Казалось бы, ответ очевиден: вот летит ворона, она "живая". А вот растет береза, она тоже "живая". Кстати, а вирус? Белка нет. Без других "живых" существ активности не проявляет.

Начнем со второго вопроса. Итак, биологи выделяют такое качество как "активность". Если нечто, состоящее из органических веществ, проявляет "активность", значит, мы имеем дело с "живым" существом. Под активностью понимают способность существа создавать какие-то последствия по своему "желанию". Для человека это "свобода воли", "свобода выбора". Мы с вами уверены, что можем совершать те или иные поступки в силу своего желания. Захотели - пошли в кино. А захотели - остались дома.

На самом деле вовсе не факт, что "активность" и "свобода воли" действительно существуют. Ведь речь идет о немыслимом феномене: о способности создавать последствие без причины. Весь окружающий нас с вами "неживой" мир подчиняется очень строгому правилу: жесткой причинно-следственной зависимости. Если есть следствие, значит, у него была причина. Конечно, тут же вам напомнят про кота Шредингера, который наполовину жив, а наполовину мертв. Будут рассуждать про иные квантовые состояния. Но вы можете не заморачиваться деталями, а просто спросить физика, занимающегося квантовой механикой, существует там причинно-следственные связи, или нет. И он вам определенно ответит: "Да!" Другое дело, что мы далеко не всегда не можем увидеть или измерить эти связи. Но они все равно существуют.

Спросите философа, что такое "детерминизм". И он вам расскажет, что человек очень даже не свободен в своих поступках. Есть разное понимание детерминизма. Наиболее радикальные философы вообще отказывают человеку в свободе выбора.

Современные ученые не могут объяснить феномен "свободы воли". Они изворачиваются и так, и эдак, придумывают самые разные фантастические схемы. Но все это в лучшем случае напоминает поиски философского камня.

Казалось бы, а чего нам с вами цепляться за эту чертову "свободу воли"? Ха! Если от нее отказаться, тогда рушится вся конструкция человеческого общества. Отказ от свободы воли, это покруче, чем признать, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Сказать честно, человечество просто не может переступить через эту грань. Признание этого факта по сути будет означать гибель человечества. Ведь тогда нет ни героев, ни преступников, ни хороших, ни плохих людей. Нет свободы заключать договоры. Нет свободы веры. Тогда нет ничего.

Такое длинное предисловие было необходимо, поскольку вопрос о других живых существах не столько сложный, сколько затрагивающий основы устройства человеческого общества. За такие вопросы в былые времена прямиком отправляли на костер. Так вот, если снять с глаз шоры и согласиться с крамольными доводами, то получается, что "жизнь", это не совсем то, что мы понимаем под этим словом. Это не обязательно органика. И это скорее всего замкнутая система, запрограммированная на сохранение и самовоспроизведение самой себя разными методами в определенных границах. Безо всякой "свободы воли". Вот и все. Но в таком случае не надо летать на Марс или тем более на Европу, спутник Юпитера. Жизнь в таком случае не нуждается в воде. И в таком случае для нашего с вами компьютера нужно сделать всего пару шагов, чтобы тоже превратиться в "живое" существо. Нужна пара программ на самозащиту в определенных границах и на самовоспроизведение.

Пока ЭВМ работают на кремниевых микросхемах, с воспроизведением будут проблемы. Для кремния нужны заводы, "кремниевые долины". Но полупроводники замечательно получаются из органических пленок. И это направление сейчас засекретилось хуже, чем ядерные технологии перед второй мировой войной. Органические пленки - это приговор человечеству. С помощью органических пленок самовоспроизведение микросхем может быть упрощено донельзя. То есть еще один шаг, и машины получат возможность сожрать человека. Не надо будет рыскать по Солнечной системе, чтобы найти других "живых" существ. Эти существа сами будут за нами бегать, чтобы скушать. Конечно, это не будет плотоядный ноутбук. Но для начала это запросто может быть так называемая "серая слизь", которая питается органикой.

Кому интересны детали, можете почитать мою книгу "Искусственный интеллект: добро и зло как запретный плод", М., 2011, она в открытом доступе.