Джон Доу
март 2019.
2007

Почему именно христианство способствовало развитию науки?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
3
18 ответов
Поделиться

Это вы воспроизводите так называемый "тезис Мёртона" - утверждение американского социолога Роберта Кинга Мёртона о связи между протестантской этикой и становлением современной экспериментальной науки. Тезис оспаривается по сей день, хотя очевидно, что именно протестантские страны являются локомотивом научно-технического прогресса последние лет 400.

На мой взгляд за такой эффект несут ответственность следующие компоненты христианской религии:

1) общехристианский активизм - требование активно преображать окружающую действительность, как природную, так и социальную, выраженное, например, в новозаветной категории эпектасиса, а также в этической категории усердия (industria);

2) западно-христианский прецизионизм (не путать с направлением в американской живописи) - требование математической точности в оценке человека и результатов его деятельности, распространившееся и на прочие области; это требование возникло на основе сотериологического юридизма в католичестве, когда подсчитывают сумму благих и неблагих деяний, и своеобразно преломилось в протестантизме;

3) собственно протестантский ригоризм и мирской аскетизм, согласно которым спасение нельзя заслужить молитвами и постами, но оно только проявляется в твоей нравственной и результативной активности среди людей.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
35
-1

Юрий, если можно, не могли бы Вы заменить в 1-м пункте "требование" на призыв и во 2-м - "западно-христианский" на "протестантский"? Спасибо :)

Впрочем, по первому пункту и этого было бы мало, если мы в курсе, что сердцем, душой и совестью Церкви всегда считалось СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЕ монашество - в равной степени в Католичестве (это вам подтвердят и францисканцы с доминиканцами) и в Православии (там другого и нет). Да и по второму пункту - популярный одно время (равно в Католичестве и Православии) "юридический" подход в нравственном богословии не предполагал, тем не менее, ничего подобного точному подсчёту суммы благих и неблагих деяний.

0
Ответить

Призывы не работают. Только требования, подкреплённые страхом адского наказания.

Именно западно-христианский, а не протестантский.

Даже созерцательность в христианстве направлена на активное преображение действительности.

Целые трактаты писали в 16-17 веках о том, какие благодеяния и в каком количестве могут искупить какие проступки. Практика индульгенций с этим же связана.

0
Ответить

Если Вы под активным преобразованием  действительности имеете в виду в т.ч. молитву за других людей - то м.б. Но это и натяжка, и молимся мы в основном о внутреннем. 

Был одно время популярен юридизм, был. Не лучший период в богословии, чего уж там :) Возможно, протестантское влияние, но скорее - общее умонастроение той эпохи, давшее нам (впоследствии) Протестантизм, давшее и юридизм в католическом и православном богословии. 

Индульгенция разновидность епитимии, не совсем понимаю, каким боком тут она.

По поводу требований, подкреплённых страхом адских наказаний - тут мне даже сказать нечего, если только Вы не о кальвинистах.

+1
Ответить

Я имею в виду направленность. Монахи нужны мирянам и должны оказывать им всяческую духовную помощь, в том числе молитвенную.

Нет, юридизм чисто католическая идея. Он несколько сдал там свои позиции только к концу 20 века. В протестантизме всё по-другому, там деяния учитываются для самооценки ("испытание собственной спасённости), но одно не может перевесить другое в деле спасения, так как этот вопрос уже решён.

В индульгенции проступок измерен и соотнесён с денежной суммой.

Да, именно неопределённость последствий тех или иных проступков для вечной жизни и делает православие слабой программой, особенно в сравнении с кальвинизмом. Потому православные народы и живут по-другому. Необязательность во всём.

-1
Ответить
Ещё 7 комментариев

Монашество абсолютно самоценно. В трапписты или кармелиты идут не ради помощи мирянам.

Юридизм не более католическое явление, чем общехристианское. Если вы о "юридической" риторике, то её достаточно и у апостолов, и у свв. Отцов первого тысячелетия (Вы ведь считаете Католичество только со второго, наверное?). Но именно юридизм в моральном богословии, когда пытались точно оценить каждый поступок - это лишь явление своего времени и тоже явление общехристианское. Вы ведь, конечно, знаете, что индульгенции были и у греков.

Индульгенция, как и любая епитимия, это "отработка" за уже прощённый грех. Он уже исповедан и прощён, епитимия по существу является добровольным делом. Выдача индульгенций за денежную благотворительность запрещена уже давно, и НИКОГДА индульгенция не соотносила поступок с суммой пожертвования.

Насчёт того, насколько итальянцы обязательное греков, судить не возьмусь :)

0
Ответить

То есть монахи мирянам ни к чему?

0
Ответить

Очень даже к чему, да только в монахи идут не ради этого "к чему". В закрытый монастырь идут для того, чтобы остаться наедине с Богом. И даже в самые что ни на есть салезианцы идут далеко не только ради помощи беспомощным, поскольку для этого вообще необязательно быть монахом,  для этого достаточно мирянских или терциарских движений.

Нам они, тем не менее, очень даже "к чему" :)

0
Ответить

В монахи идут по самым разным мотивам, в том числе и неблаговидным - мы не можем это знать и учитывать. Но вот монашество как институт в христианстве - это нечто, что связано со служением не только Богу, но Церкви и всем людям. И любой, даже самый нерадивый монах это знает. "Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Уходя в пустыню на пять, десять, двадцать, тридцать лет, отшельники приобретали «дух мирен», тот внутренний мир, которого так не хватает живущим в миру. Но потом они возвращались к людям, чтобы поделиться этим миром с ними. И, действительно, тысячи людей спасались вокруг таких подвижников. Конечно, было множество подвижников, которые ушли из мира и не вернулись в мир, которые умерли в неизвестности, но это не значит, что их подвиг был тщетным, потому что молитвы, которые они возносили за ближних, многим помогли. Достигнув святости, они стали ходатаями и заступниками за тысячи людей, которые были спасены их молитвами". См. для примера также "Миссия монашества в современном мире".

+1
Ответить

Вот смотрите, у человека есть мозг и есть пятки. Без мозга пятки существовать не могут. Можно сказать, что мозг нужен для поддержания жизни в пятках? Да, конечно, в контексте пяток можно так сказать. А в контексте мозга нельзя :)

Аналогия не стопроцентная, конечно :)

0
Ответить

Это вообще не аналогия.

+2
Ответить

Ну, может быть :).

0
Ответить

Может всё-таки, повлияло географическое положение, климат ,рождаемость, борьба за ресурсы, экспансия и др. факторы, которые так любят рассматривать историки и экономисты. К примеру: христианская Эфиопия, христианские балканские страны не особо развились. А что произошло с Японией в начале 20 века и продолжается до сих пор? Или современные Китай и Индия. Это отнюдь не христиане в подавляющем большинстве. Я уж не говорю про атеистической СССР.

-1
Ответить

@mistermrr, в вопросе спрашивают почему христианство способствовало наукам. А не про то почему глобализация 20 века может сделать страны богатыми. Что касается Эфиопии и балканских стран, то может потому что они православные? Среди европейских стран самые бедные - это православные.

0
Ответить
Прокомментировать

К сказанному Юрием я добавил бы еще пару моментов. 

Поппер пишет про лежащую в основе христианства «позитивную эпистемологию», представление о том, что истина очевидна, доступна и не нужно 33 года под водопадом медитировать, чтобы научиться истину от лжи отличать (в противовес ровно обратной негативной эпистемологии гностиков). Эта эпистемология переходит и в европейскую науку.

Кроме того, существовало представление о природе, как о второй книге божьей, постигая которую, человек постигает божий замысел, это тоже создавало дополнительную мотивацию к изучению мира.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Да. конечно, христианство способствовало развитию науки, это правда. Ведь наука начинается не с лаборатории или НИИ, наука начинается с азбуки и букваря. Именно в монастырях и храмах были сосредоточены источники знаний. И только в христианство делилось знаниями с народом. А. Эйнштейн говорил: " Наука без религии гибельная, религия без науки слепа." С уважением.

4
0

Эпштейн и монастыри!?

0
Ответить

Нет, они просто в то время монополизировали образование.

0
Ответить

Как же вы конечно любите бездумно вытаскивать фразы из контекста.
https://yorick.kz/nauka-bez-religii-hroma-istoriya-tsitaty-ejnshtejna-ili-veril-li-uchyonyj-v-boga/ Перевод

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Христианство не способствовало развитию науки. Христианство науку уничтожало. Лучше всего это видно на примере Малой Азии. На этих территориях наука развивалась и в независимых греческих полисах, и под римлянами. Но вот христианство стало там государственной религией и все. Науку как корова языком слизала. Попробуйте вспомнить хоть одного видного византийского ученого...

В Западной Европе остались какие-то крупицы науки, сохранившиеся от античности, но по-нормальному наука начала развиваться там только в эпоху Возрождения, когда христианство удалось немного подвинуть в сторону. И чем ответило на это христианство? Правильно. Ужасами инквизиции. Так что, не надо рассказывать сказок...

5
-1
Прокомментировать

Христианство - это  единственная  религия, в  которой  между  человеком  и  Богом  устанавливаются  личные  отношения. Для  человека  именно  Бог  становится  той  Личностью, с  Которой  христианин  сверяет  свою  жизнь  и  свои  поступки. Для  христианина  внутренняя  оценка  его  действий  совестью, т.е.  Богом  гораздо  важнее, чем  внешняя  оценка  коллектива/рода/семьи, потому  что  именно  в  христианстве  человек  остро  осознает  свободу  выбора, которой  наделил  людей  Бог ( слова  апостола  Павла "Всё  мне  позволительно, но  не  все  полезно" (1 Кор.,гл.10, ст.23)  именно  об  этом), а  также  более  глубокую  связь  своей  личности  с  Богом, чем  с  любым  человеческим  коллективом. Только  в  христианстве  существует  такое  явление, как  исповедь  с  целью  раскаяния  перед  Богом  и  прощения  Им  содеянных  человеком  грехов. Только  в  христианстве  действует  нравственный  императив: "делай  как  должно, как  тебе  подсказывает  твоя  совесть, по - Божески - и  пусть  будет  так, как  угодно  Богу". То  есть  именно  в  парадигме  христианского  мироощущения  человек  ощущает  себя  свободным  со-созидателем, который  может  делать  все, что  не  идет  вразрез  с  его  совестью, даже  если  семья/род/коллектив/государство  будут  осуждать  эти  действия. Христианство - это  в  общем-то  индивидуалистически-личностная  система  восприятия  мира  человеком, чьи  взаимоотношения  с  любыми  другими  людьми  регулируются  абсолютными  нравственными  нормами  христианства, и  оцениваются  только  Богом. Поэтому  по  совокупности  этих  причин  именно  в  странах  распространения  христианства - в  одних  раньше, в  других  позже - и  создались  условия  для  развития  разнообразного  индивидуального  и  коллективного  творчества  людей, в  том  числе  и  научного.

7
-3

За научные достижения противоречащие библии христианство карало.

+2
Ответить

@Дядя Миша, не верь тому,кто говорит красиво, в его словах всегда игра....

0
Ответить

А как вы можете установить личные отношения с тем, что себя совершенно никак себя не проявляет и во что можно только верить?

-1
Ответить

@T, это Вам так кажется, потому что Вы, по всей видимости, атеист и никогда не пытались говорить с Богом. Но я имею отличный от Вашего опыт общения с Господом.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

@Кит Сухопутный, а кто с кем там у вас разговаривает? Вы с богом или бог с вами? И если он вам ответил, вы должны совершить революцию в своей религии, она теперь должна основываться не на просто вере, а на реальных фактах.

-1
Ответить

христианство и конкретно , православие и католицизм, это религии идолопоклонников, поэтому связи там устанавливаются чисто между адептами - христианами и всеми их идолами начиная с выдуманной греками "троицы" и заканчивая крестами , свечами и записками за здравие\упокой.

А кто заблуждается в главном, - д у рак и во всем остальном, как бы "благообразно" и любезно человек не выглядел.

-1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 13 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью