Старое доброе разрушение ожиданий. Оно может менять форму исполнения, по-разному проявляться, но и в греческих трагедиях и сейчас производит на читателей (зрителей) очень сильный эффект.
Разрушение ожиданий состоит в том, что автор сначала создает определенную сильную убежденность у читателя, а потом одним (логичным!) махом показывает ложность этой убежденности. Иногда берутся уже готовые убеждения большинства людей и разрушение происходит без этапа создания. Прием становится всё изощренней. Сейчас уже нельзя как сделал Мартин с Нэдом Старком, поставить на уверенность читателей, что главные герои не умирают - и казнить. Современные качественные ожидания строятся путем отвлечения внимания читателя на что-то другое, создание ощущения, что он "понял хитрость автора", а потом выбить почву у него из-под ног, потому что смотреть нужно было совсем в другую сторону. Кстати, этим методом пользовался ещё Азимов в "Основателях".
Мы совершили ошибку, мы должны вернуться на остров!
Наиболее вероятной внешней причиной возникновения ступора сегодня считается сильный испуг; по крайней мере, состояние похожее на кататонический ступор можно наблюдать, например, у животных, смирившихя со смертью.
Вообще же психотики, близкие к ступору, едва ли способны уследить за сюжетом книги или фильма и редко, поэтому, являются читателями или зрителями.
Неожиданный прием использован в книге Чака Паланика "Бойцовский клуб". Правда, если читатель невольно узнает главный секрет этого литературного произведения, читать ему будет неинтересно. В этом опасность такого рода, прямо скажем, прямолинейных литературных приемов.
Вы чертовски правы, о дебюте Нолан под название "Преследование" мало кто помнит.