Как буддизм трактует понятие красоты? Если красота в глазах смотрящего, то как она там рождается?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Красота в буддизме - понятие широкое и универсальное. Раз жизнь - это страдание, вызванное желанием, и прекращение страдания происходит через прекращение желания, красота непосредственно связана с просветлением и достижением нирваны. Бодхисаттвы, божества, достигшие просветления, но избравшие земной путь помощи людям, прекрасны. Цветок лотоса, выросший из болота и достигший полного цвета, как преобразившаяся человеческая душа, прекрасен. Прекрасен мир сам по себе, воспринимаемый душой беспристрастно и бескорыстно. Душа, освобождённая от желания, прекрасна.

В различных школах это нашло разное отражение. В японской культуре дзен-буддизм развил такие важные эстетические понятия, как ваби-саби, красота в несовершенстве.

Про "глаза смотрящего", похоже, можно интерпретировать таким образом, что иллюзорность мира (его красота или не красота) зависит от того, как его воспринимает ваша душа. Но эта идея прослеживается и в более ранних философских течениях, даосизме например.

4
0
Прокомментировать

Однажды Будда сидел под деревом просветления (говорят, смоковница) и медитировал. Мимо прошла, звеня ножными браслетами прелестная девушка, но Будда, как и положено мудрецу, не обратил на нее никакого внимания. Через некоторое время, когда Будда уже вышел из медитации, к нему подошли селяне и спросили, не видал ли достопочтенный прекрасную девушку. Нет, не видел, ответствовал Будда. Кроме какого-то скелета с мерзкой плотью, какими-то жидкостями внутри и клоками волос там и сям по коже, я не видел ничего. Как видим, прекрасное в философский тезаурус Будды не входит и входить не может, поскольку Будда классический редукционист, для которого мир состоит из дхарм, а предметы как композиции лишь иллюзия - рассыпьте их на дхармы и ничего не останется. Красоты в том числе. А на нет и суда нет.

2
0
Прокомментировать

Трактует так. Физическая красота людей, животных, и в целом природы, эфемерна и непотояна. Как впрочем как и тот, кто воспринимает эту красоту.

Паньянатта Кехаянотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1
Прокомментировать

Личность существует как совокупность элементов-дхарм. Дхармы делятся на пять групп-скандх: одна из этих групп — ведана скандха. Эти элементы обеспечивают распознавание приятного, неприятного и нейтрального. То есть, элементы личности контактируют с элементами музыки или цветка и составляют конструкцию, которая с помощью остальных четырёх групп-скандх распознаётся как приятное. Всё в мире постоянно движется и изменяется, поэтому рано или поздно возникает расставание с приятным. При разрушении связи с приятным возникает неудовлетворённость. Поэтому, если человек привязывается к красивой музыке или красивым цветам, он испытывает неудовольствие, когда их нет рядом. Поэтому в буддизме есть упражнения для тренировки восприятия нейтральности окружающего мира. Если вещи кажутся красивыми, то практикуют наблюдение их уродливых частей и свойств. И наоборот, если что-то кажется уродливым и отвратительным, то практикуют наблюдение красивых и полезных качеств этого.

0
0

А какова природа этого "взаимодействия элементов". Почему цветы (или закаты/восходы, или даже не горы, а их изображение) воспринимаются как красивое? Почему так красивы амурский тигр и хлопья снега в свете уличного фонаря?

0
Ответить

Когда цветы вянут (а это неизбежно), разве вы их не выбрасываете в мусор? Если бы ваш близкий человек разбился в горах на закате, или если бы тигр откусил вам ногу, или если бы вас в детстве бросили надолго в снегу под фонарём, были бы они красивыми для вас? Есть вот красивая музыка Вагнера, но если вспомнить, что Гитлер отправлял под эту музыку людей убивать, то эта музыка воспринимается как зловещая. Есть ощущение Я, обусловленное прошлым опытом, и вокруг этого иллюзорного ощущения выстраиваются понимания приятного и неприятного.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

Нет, тигр останется красивым в любом случае. Горы станут страшными, но не перестанут быть красивыми.

Но какой опыт Вы имеете в виду? Цветок или снежинка красивы априори, до всякого опыта.

0
Ответить

Тигр красив для вашего Я, как и горы, и цветы, и снежинки. Для других людей они могут быть как красивыми, так и нейтральными, и отвратительными. Некоторые люди вообще пугаются упорядоченности и отсутствия природных дефектов и шероховатостей. Восприятие зависит от приобретённых стереотипов мышления. Буддизм против стереотипов. Там внимание акцентируется на динамичности, неоднозначности явлений и уникальности каждого мышления.

+1
Ответить

Спасибо.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью