Какие десять произведений классической академической музыки нужно послушать в первую очередь и что про них знать?

5618
1
0
25 октября
19:55
октябрь
2015

Понятние "произведение" в классической музыке достаточно растяжимое. 20-я прелюдия Шопена которая длится сорок секунд, это одно произведение, и к примеру си-минорная месса Баха длительностью около двух с половиной часов, или пятичасовая опера Рихарда Вагнера - тоже одно произведение. Составить список из 10 произведений, которые необходимо знать, задача достаточно условная (или невозможная), - это все равно что перечислить десять романов, которые необходимо прочесть для того что бы понимать что такое мировая литература. Единственное что можно попробовать сделать, это создать лист из 10 произведений в стиле "Классическая музыка для чайников", то есть составить список для начинающих, или для тех, кто хочет заинтересовать себя данным вопросом:

1) И. С. Бах, "Страсти по Матфею" (Mattheus Passions): как самое масштабное и гениальное произведение, написанное по Библии,для начала можно послушать отдельные арии и хоры, а если процесс пойдет, попробовать послушать целиком (около 2 часов) следя за развитием событий по 26-27-28 главам Евангелия от Матфея - Бах озучил практически каждое слово этого эпизода священного писания.

2) А. Вивальди, цикл концертов для скрипки с оркестром "Времена года": пример до боли попсовый, тем не менее, музыка гениальная, и для всех новичков желательно скачать из интернета поэтические сонеты предшествующие каждой (Весна/Лето/Осень/Зима) части, и послушать все это как один из самых ярких в истории примеров "программной музыки"

3) В.А. Моцарт, "Реквием" - заупокойная месса, предсмертное сочинение гениального композитора, прослушивание начать с отдельных частей (Dies irae, Lacrimosa), затем перейти к прослушиванию целиком (около 45 минут), для более проникновенного вхождения в материал можно пересмотреть фильм "Амадеус" где достаточно патетично но интересно показан процесс сочинения Реквиема, или кино-трагедию "Иди и смотри" где под музыку Lacrimosa немцы сжигают живьем белорусскую деревню

4) Л. ван Бетховен, соната для фортепиано №8 "Патетическая" - слушая это произведение, нужно понимать, что Бетховен стал первым композитором в классическом/романтическом понимании этого слова, свободным художником не зависящим от церкви/двора/императора и т.д. Для любителей необычных контекстов также можно посоветовать посмотреть в нагрузку полную версию клипа Lady Gaga "Marry the night" где первая часть Патетической сонаты озвучивает первую, театрализованую половину видео.

5) Ф. Шуберт, "Неоконченная" симфония № 8 си минор, Шуберт, на самом деле очень не простой для понимания композитор, значит для всей истории классической музыки необычайно много. Он - это своеобразный мост от классики к романтизму и далее - в музыку XX и даже XXI века. Для прослушивания музыки Шуберта есть специфический, но несложный лайфхак. Приезжаете в Вену (желательно в дождливую погоду, конец октября/начало ноября), садитесь на 71 трамвай возле оперы, и едете в сторону центрального венского кладбища, где похоронена половина мировых композиторов-классиков, слушая паралелльно в наушниках Шуберта: полчаса такого путешествия, и очень многое в истории классики сразу становится на свои места само собой)))

6) Дж. Верди, опера "Травиата": начать прослушивание с отдельных номеров: увертюра, дуэт Альфреда и Травиаты, прощальная ария Травиаты, закончить прослушиванием/просмотром оперы в оперном театре, предварительно подготовленым прочтением повести А. Дюма "Дама с камелиями", на которой основано либретто.

7) Ж. Бизе, опера "Кармен": начать прослушивание с отдельных номеров: увертюра, Хабанера или Сегидилья Кармен, закончить прослушиванием/просмотром оперы в оперном театре, предварительно подготовленым прочтением новеллы Проспера Мериме, на которой основано либретто.

8) П. И. Чайковский, симфония № 6 си минор - слушая это произведение, надо помнить, что Чайковский закончил его за две недели до своей смерти, и оно стало своеобразным симфоническим Реквиемом, одной из первых в истории музыки симфоний с медленным минорным финалом, с траурным маршем, трагическим прощанием с жизнью/радостью/надеждами. После такого сочинения действительно остаеться лишь смерть и небытие.

9) К. Орф, кантата "Кармина бурана", произведение, премьера которого сотоялась в Германии 1937 года, во время розгара национал-социалистического движения и подготовки к войне. Музыка всем известная, театральная и достаточно простая для восприятия. Для более глубокого понимания скачайте из интернета русский перевод текстов кантаты, скомпилированных из стихов баварских студентов/вагантов XI-XII веков.

10) Арво Пярт, "Зеркало в зеркале", "Spiegel im Spiegel" - на первый взгляд - "лирическая" пъеса для скрипки и фортепиано, а на самом деле: послесловие всей истории музыки, просветленный мажор, который пережил все бури музыкального авангарда XX века, катарсис, прощание с классической музыкой, да и в принципе, культурой нового времени.

P.S. список достаточно условный и должен корректироваться в зависимости от уровня развития, образования,слушательского опыта и противопоказаний непосредственно личным музыкальным психотерапевтом реципиента)))

67
5
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта