The Question
октябрь 2015.
3832

Как научиться понимать современное искусство?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
18
7 ответов
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Интересно, что вопрос о «понимании» применим традиционно только к современному искусству. Неужели все адепты так называемого классического или традиционного искусства его понимают? Искусство — это система кодов, от визуальных до исторических, это сообщение. И с каждым произведением искусства мы находимся в процессе «дешифровки» сообщения. На мой взгляд, путь к «пониманию» начинается даже не с текстов или описаний, а с принятия. Базовый принцип так или иначе эмоциональный — нравится/не нравится. На этом уровне не нужно говорить о том, что понятно, а что нет. Далее уже, отталкиваясь от того, что «нравится», можно начать узнавать чуть больше об авторе и работах. А дальше играет роль «насмотренности».

Если говорить о практических приемах или так называемых рецептов без всякой лирики, то это:

1. Научиться воспринимать современное искусство сначала через эмоции и ощущения — нравится или нет;

2. Прочитать текст о выставке, авторе, о работе, приведенный на выставке;

3. Прочитать текст о художнике, выставке после в книгах или интернете;

4. Смотреть как можно больше;

5. Читать как можно больше.

66

В принципе, созвучно с идеями философии текста, когда вся реальность это текст и мы ее можем читать, распознавать смыслы.

К Вашему ответу добавлю, что знание исторической логики, то есть как одни направления изживали себя, превращаясь в другие, тоже полезно использовать. Это позволяет иногда глубже воспринимать то, что полюбилось.

+2
Ответить
Прокомментировать

Как и любое другое. Это даже проще, чем классическое! Не нужно знать ни мифологию, ни Священное писание, на которых основаны многие произведения старых мастеров. Не нужно глубоко знать исторические, политические, экономические обстоятельства, так или иначе влиявшие на создание произведения. Нужно просто подходить к произведениям искусства не предвзято, освободиться от конвенциональных представлений об искусстве и «неискусстве», настроиться на диалог, на восприятие художественного послания автора.

48

Смешно.

0
Ответить
Прокомментировать

Если в России на любых выставках послушать комментарии зрителей, можно прийти к выводу, что большинство не знает, как смотреть искусство, и не разбирается ни в одном из его направлений. В основном смотрят сюжеты и комментируют их в духе: «Я бы съел» (натюрморт), «Хорошее место для пикника» (пейзаж), «Ну и рожа!» (портрет). Когда стиль изображения условный, видно из каких пятен и линий складывается картинка, среднестатистический российский зритель говорит: «Я тоже так могу». Искусство, позиционирующееся как «современное», смотрят, если оно монументальное, яркое, с использованием новых технологий, то есть, напоминает аттракцион.

Для того чтобы выработать принципиально другое отношение к искусству (не потребительское, а аналитическое), государство должно серьезно поддерживать культуру и образование. Культура должна пронизывать все сферы жизни.

40
Прокомментировать

Первый шаг к пониманию современному искусству — взращивание в себе новой внутренней установки. Искусство — это отражение и свидетельство реальности . И если вам интересно разобраться в этой реальности, то это будет первым шагом к современному искусству. Дальше надо ходить, смотреть, посещать выставки. И обязательно вам попадется на глаза произведение искусства, которое произведет впечатление, даже если оно будет негативным.

Сейчас существует огромное количество полезных ресурсов в интернете, потрясающие курсы при музеях, например Мастерские при ММСИ, учебные курсы Гаража, лекции по современному искусству в Третьяковке на Крымском валу, а также лекции при частных галереях современного искусства. Главное — иметь интерес и любопытство, а информация всегда найдется.

Помню случай, который произошел со мной на Венецианской биеннале в этом году. В павильоне Бельгии среди разных инсталляций были экспонированы фотографии с мухами (Mathieu K. Abonnenc). Я сначала посмотрела вскользь на проект, так как не было времени останавливаться и читать каждую экспликацию. Выйдя из павильона, я поймала себя на мысли, что думаю об этих фотографиях с мухами. Вернулась в павильон, прочитала экспликацию под работой, которая рассказывала об апартеиде в Африке и специальных зонах карантина между поселениями белых людей и коренным населением. Эти зоны карантина представляют ровно такую дистанцию, которую не могут пролететь мухи, главные разносчики инфекционных заболеваний в регионе. Этот пример говорит о многогранности современного искусства. Первый слой — визуальный, за ним уже следует концептуальный. И именно через концептуальный раскрывается современное искусство, помогающее нам увидеть и понять этот неоднозначный мир глубже и шире.

12
Прокомментировать

Если вы рассматриваете искусство в категориях "хорошее-плохое" - то да, не понимаете.

Если современное искусство плохое, то когда было хорошее? Во все времена есть свои гении и бездарности. И в эпоху Тициана или Рафаэля были свои "интерьерные маляры" и "портретисты по вызову", для которых написание картин было только ремеслом без капли искусства. По понятным причинам их творения не прошли проверку временем. Есть такие и в наши дни. И они тоже выставляются в галереях, но после закрытия экспозиций о них почему-то никто не вспоминает.

Так что учитись мыслить не опираясь на шаблоны вроде "искусство ... хорошее/плохое/нормальное". Искусство никому ничего не должно. Ни быть "красивым" или "хорошим", ни радовать, ни волновать, ни захватывать. Чем меньше вы будете ожидать того "как должно быть", тем больший эффект можете получить.

Да, и абстрактные обобщения в стиле "всё современное искусство" тоже вряд ли помогут вашей встрече с ним.

7
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить